Органы предварительного расследования, характеристика их процессуального положенияМатериалы / Органы предварительного расследования, характеристика их процессуального положенияСтраница 6
Дознаватель
Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять производство предварительного расследования в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.
По своим полномочиям он довольно близок к следователю. Основное их различие состоит в том, что дознаватель менее процессуально самостоятелен, чем следователь, поскольку все указания прокурора и начальника органа дознания, данные в установленном законом порядке, для него безусловно обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнение (ч. 4 ст. 41 УПК). Вместе с тем дознаватель вправе:- возбуждать с согласия прокурора уголовное дело, относящееся к подследственности органов дознания;
- отказывать в возбуждении уголовного дела;
- передавать сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд (ст. 145);
- самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и судебное решение; осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.
Процессуальными действиями, которые требует получения дознавателем согласия начальника органа дознания, являются: проведение им проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении в срок до десяти суток, вместо обычных трех (ч. 3 ст. 144), и утверждение обвинительного акта (ч. 4 ст. 225). Необходимо, однако, учитывать, что это касается лишь сотрудников тех органов, учреждений и формирований, которые в целом являются органами дознания. В тех же случаях, когда полномочия органа дознания принадлежат не всему органу, учреждению или формированию, а лишь его руководителю (главному и старшему судебному приставу, командиру воинской части, соединения и т. д.), процессуальные полномочия органа дознания делегируются им своим подчиненным. При этом такой руководитель (орган дознания) вправе требовать от дознавателя согласования любых предстоящих действий и утверждения любых процессуальных актов - в зависимости от того объема своих полномочий, которые он возложил на данного сотрудника.
Санкция (разрешение, согласие) прокурора требуется дознавателю: на продление срока проверки сообщения о преступлении до 30 суток - при необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144); на возбуждение уголовного дела, на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения (п. 4, 5 ст. 37); на продление срока дознания (ч. 2 ст. 223). Прокурор также утверждает постановление дознавателя о прекращении уголовного дела и обвинительный акт (п. 13, 14 ст. 37).
Дознаватель должен получать с согласия прокурора судебное решение по всем вопросам, названным в ч. 2 ст. 29.
Смотрите также
Доступ к информации и информационная безопасность в Государственной информационной системе Российской Федерации "Выборы"
Мы все уже давно привыкли,
что неотъемлемой частью жизни любого современного общества являются периодические
и общенародные выборы в органы государственной власти и органы местного
самоупра ...
Институт авторского права по российскому законодательству
Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где
право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности,
которым можно торговать. Сто семьдесят ...
Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и методы формирования
Государственные внебюджетные
фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации,
которые помимо всего прочего представляют собой одну из форм перераспределения
и исполь ...