Понятие качества
Страница 1

Качество — это совокупность свойств товаров (продукции), характеризующих их пригодность к потреблению (использованию) в соответствии с целевым назначением. Качество охватывает не только потребительские, но и технические, технологические свойства товаров, их конструкторско-художественные особенности, надежность, долговечность, ремонтопригодность.

Показатели качества устанавливаются осмотром либо экспертизой и рассматриваются применительно к условиям производства и потребления товаров. Различают органолептические (запах, цвет, внешний вид и т. д.) и физико-химические (плотность, твердость, уровень содержания различных веществ и т. д.) показатели качества.

Потребитель самостоятельно проверяет качество товара его осмотром и ознакомлением с прилагаемыми к нему документами.

Мерами обеспечения доброкачественности товаров служат стандартизация и сертификация.

Стандартизация — это установление стандарта (эталона, образца), т. е. нормативно-технического документа, фиксирующего комплекс норм, правил, требований, обязательных для применения в определенной сфере деятельности. Стандартизации подлежит конкретная продукция, а также нормы, требования, методы, термины, обозначения, «имеющие перспективу многократного применения и используемые в науке, технике и производстве».

Стандарт — это утвержденный компетентным органом нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм и правил к предмету стандартизации.

По стандартам определяется качество товаров, обращающихся в сфере торговли. Стандарты обычно разрабатываются различными государственными организациями — это так называемые национальные (общегосударственные) стандарты (например, ДСТУ, DIN , AN SI и т. д.) и отраслевые стандарты; а кроме этого — союзами предпринимателей, научно-техническими ассоциациями и институтами, крупными промышленными фирмами. Во многих странах применение национальных стандартов не является обязательным. В связи с этим распространение получили стандарты, разрабатываемые союзами предпринимателей, различными ассоциациями, отдельными предприятиями. Кроме того, в практике торговли широко используются стандарты, разрабатываемые международными организациями (ISO, IEC и др.).

В Украине государственные стандарты (ДСТУ) разрабатываются Государственным комитетом по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандартом). Госпотребстандарт при разработке и изменении отечественных стандартов стремится к гармонизации их с международными. Используются также межгосударственные стандарты (ГОСТ бывшего СССР), при условии соответствия их международным требованиям.

Предприятия вправе самостоятельно разрабатывать собственные стандарты (стандарты предприятий — СТП) и технические условия (ТУ) на выпускаемую ими продукцию. Все СТП и ТУ подлежат обязательной регистрации в Госпотребстандарте. Разработанные предприятиями стандарты являются их интеллектуальной собственностью и, в отличие от государственных, не подлежат свободному воспроизведению, тиражированию и распространению.

Сертификация — это действие, проводимое с целью подтверждения соответствия изделия или услуги определенным стандартам или техническим условиям. Сертификация предоставляет потребителю гарантию того, что продукция (товар, услуга) соответствует стандарту или определенным требованиям. На товары (услуги), прошедшие сертификацию, выдается сертификат соответствия.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Тактические приемы, применяемые следователем при расследовании преступлений
    Сколько человечество помнит себя, на протяжении всего этого времени происходят преступления. Долгие годы криминалисты искали разнообразные пути оптимизации процесса расследования преступных ...

    Особенности расследования групповых и организованных преступлений
    В настоящее время преступность в России, в том числе и организованная, приобрела масштабы, угрожающие безопасности общества и государства. Так, в 2001 г. выявлено более 33,5 тыс. преступлени ...

    Правовое регулирование при банкротстве ИП
    Получение прибыли - является важнейшей составной частью любой коммерческой деятельности осуществляемой коммерческими организациями и другими хозяйствующими субъектами. В условиях развивающе ...