Организация работы органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства
Материалы / Надзор за исполнением законодательства / Организация работы органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства
Страница 1

Эффективность прокурорского надзора за исполнением законодательства во многом зависит от того, как организована эта работа, которая должна строиться таким образом, чтобы в поле зрения прокуратуры находились все наиболее актуальные вопросы обеспечения законности.

Работа по надзору должна осуществляться на основе детально продуманной долговременной стратегии деятельности прокуратуры.

Организация работы по надзору за исполнением законодательства — составная часть организации работы прокуратуры в целом, под которой понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодополняемых мер (мероприятий, элементов) по подбору, расстановке, повышению квалификации прокурорских кадров, постоянному регулированию (направлению) их деятельности, обеспечению их всеми необходимыми средствами, сбору и анализу информации, анализу работы прокуратуры и оценке, планированию работы, контролю за выполнением планов, объединению усилий оперативного состава, других органов в целях достижения высоких конечных результатов в плане укрепления законности. Первоосновой надлежащей организации работы служит закрепление за данным участком надзорной деятельности прокурорских работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку.

Специалисты, осуществляющие надзор за исполнением законодательства, должны обладать высокой общей и правовой культурой, способностью самостоятельно принимать правильные решения быть коммуникабельными, уметь безукоризненно составлять прокурорско-надзорные документы.

Осуществление надзора за исполнением законов закрепляется за конкретными прокурорскими работниками. В прокуратурах городов, районов такой надзор возлагается на помощника прокурора, работой которого руководит заместитель прокурора либо непосредственно прокурор. При отсутствии в штате прокуратуры помощника прокурора прокурорский надзор за исполнением законов закрепляется обычно за заместителем прокурора, реже — за прокурором. В Генеральной, областных и приравненных к ним прокуратурах, в прокуратурах больших городов эта работа выполняется управлениями или отделами по надзору за исполнением законов. Для оказания помощи районным и городским прокурорам в осуществлении контроля за их работой за прокурорскими работниками этих отделов закрепляются нижестоящие прокуратуры (зоны).

Независимо оттого, как распределены обязанности в прокуратурах, прокуроры и их заместители участвуют в организации и осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов, направляют и контролируют подчиненных прокуроров в этой области.

Надлежащая организация работы прокурора по надзору за исполнением законодательства предполагает наличие высокого уровня ее профессионального обеспечения.

Все источники информации должны быть взяты под контроль. Накопление сведений о законодательстве, правонарушениях, их причинах и способствующих им условиях нужно осуществлять систематически и с максимальной полнотой. Постоянно в поле зрения прокуроров должны находиться вопросы повышения квалификации прокурорских работников. Большое внимание уделяется правовому обеспечению законодательными и другими нормативными актами. Непременным условием эффективного осуществления надзора за исполнением законов является квалифицированно поставленная аналитическая работа. Использование результатов аналитической работы важно для определения "болевых точек" надзорной деятельности, рационального распределения работников по конкретным участкам, оценки влияния прокурорско-надзорной практики на реальное положение дел, внесения необходимых корректив и др.

Для успешного проведения проверок прокурорам необходимо иметь соответствующие методики (методические пособия, разработки). Разработка методик и обеспечение ими прокуроров — один из элементов организации работы. В разработке таких методик участвуют прокурорские работники Генеральной прокуратуры, области и отчасти прокуратур городов и районов.

Важнейший элемент организации работы по надзору за исполнением законов — сбор информации о нарушениях законов, ее анализ и планирование работы.

Источниками информации о нарушении законов являются устные и письменные обращения граждан (заявления, жалобы), сообщения средств массовой информации, обращения в прокуратуру руководителей предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц, предпринимателей, законные интересы которых нарушены; сообщения правоохранительных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах. Сведения о нарушении законов содержатся также в уголовных и гражданских делах, материалах прокурорских проверок, представлениях, вносимых следователями по уголовным делам. Разнообразной информацией обладают налоговые инспекции, центры санитарно-эпидемиологического надзора и многие другие государственные органы специальной компетенции, осуществляющие функции государственного контроля за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в определенных сферах общественной жизни.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Понятие и признаки нормы права
    Правовая норма – это исходный элемент, своего рода «кирпичик», из которых построено все право. Объективное право и правовая норма соотносятся как целое и его часть, а точнее – как система и ее эле ...

    История института прокуратуры
    Дискуссии о роли и месте прокуратуры в современной России, начавшиеся в конце 80-х годов прошлого века, не завершены до сих пор. Не решенным остается основной вопрос, который стоял и стоит ...

    Разновидности государственной власти
    Проблема государственной власти занимает важное место среди научных исследований в области общественных наук. Ученые неоднократно отмечали актуальность данной темы не только для юридической ...