Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного делаМатериалы / Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания / Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного делаСтраница 2
Выделение данных этапов полезно не только в теоретическом, но и в практическом плане, дабы из внимания прокурора, проводящего проверку в порядке надзора за исполнением закона при приеме и регистрации сообщений о преступлении, предметом которой охватываются все перечисленные этапы, не "выпадали" отдельные из них и проверка не была односторонней.
Проверяя в порядке надзора исполнение органами дознания предписаний закона о приеме и регистрации сообщений о преступлениях, особое внимание прокурору следует уделять вопросу о соблюдении установленного законом срока проведения доследственной проверки. Оперативность при принятии решения о возбуждении уголовного дела крайне важна, так как дает возможность немедленно приступить к производству по делу всего комплекса неотложных следственных действий.
Практика прокурорского надзора свидетельствует и том, что по отдельным заявлениям, содержащим очевидные признаки преступлений, каких-либо предусмотренных законом процессуальных действий по закреплению доказательств, пресечению преступной деятельности, сохранению следов преступления своевременно не проводилось, а уголовные дела по таким заявлениям (сообщениям) длительное время не возбуждались.
Важно иметь в виду, что, изучая материалы дела, прокурор проверяет, когда подано и зарегистрировано заявление, в какой срок и какие именно проверочные действия проводились и через какой промежуток времени было возбуждено уголовное дело.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что прокурор в ходе надзорных проверок непременно должен обращать внимание на следующие моменты:
- зарегистрировано ли заявление (сообщение) в установленном порядке;
- приняты ли меры к предотвращению или пресечению преступления, если необходимость этого вызывается полученным сообщением;
- нет ли оснований к немедленному возбуждению уголовного дела и производству неотложных следственных действий либо к отказу в возбуждении уголовного дела или передаче заявления (сообщения) по подследственности;
- не нарушен ли установленный законом срок для предварительной проверки заявления (сообщения), если она действительно необходима;
- приняты ли должные меры к истребованию документов, получению объяснений, осуществлению иных проверочных действий, которые могут свидетельствовать о наличии или отсутствии признаков преступления;
- не проводится ли под видом проверки предварительное расследование.
Статья 179 УПК гласит, что осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор вправе:
1) продлить срок разрешения заявления или сообщения по материалам, находящимся в органе дознания или у прокурора, в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 173 настоящего Кодекса;
2) отменить постановление органа дознания или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и направить материалы для проведения дополнительной проверки;
3) отменить постановление органа дознания или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело;
4) отменить постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и отказать в возбуждении уголовного дела;
5) отменить постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и направить материалы для проведения проверки по заявлению или сообщению о преступлении;
6) отменить постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и прекратить производство по уголовному делу, если по нему уже произведены следственные действия.
В приказе Генерального прокурора от 3 января 2013 г. № 1 "Об организации прокурорского надзора за исполнением закона органами уголовного преследования" установлено, что прокуроры обязаны обеспечить постоянный и эффективный надзор за исполнением закона при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, для чего:
1) не реже одного раза в 15 дней проверять законность решений, принимаемых органами уголовного преследования по заявлениям и сообщениям о преступлениях; реагировать на нарушения учетно-регистрационной дисциплины;
2) после получения копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела запрашивать материалы проверки и в 10-дневный срок с момента поступления в прокуратуру проверять законность принятого решения, о чем делать отметку на копии постановления;
3) в течение 48 часов с момента возбуждения уголовного дела проверять наличие поводов и оснований к его возбуждению, о чем делать отметку на копии постановления. При выявлении факта необоснованного возбуждения уголовного дела реализовывать полномочия, предоставленные п. 4, 41 и 5 ст. 179 УПК, при необходимости давать указания или выносить требования в соответствии со ст. 34 УПК.
Смотрите также
Структура, функции и задачи муниципального образования г. Владикавказ
В период с 18.05.2009 г. по 22.05.2009 г. я проходила практику в префектуре
Затеречного муниципального района.
Затеречный муниципальный округ был создан после реформы структуры
городского ...
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде
«Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе
на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается.
Государство создает условия для ...
Стадии гражданского процесса
Предметом исследования являются
правила осуществления стадий гражданского процесса. Цель работы состоит в
выявлении стадий гражданского процесса. Основные задачи – определение понятия
гражд ...