Надзор за обеспечением прав личности при расследовании
преступленийМатериалы / Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания / Надзор за обеспечением прав личности при расследовании
преступленийСтраница 2
- создания следственно-оперативных групп, должного взаимодействия следователей и органов дознания;
- обсуждения на оперативных совещаниях особо сложных уголовных дел, по которым преступники не установлены;
- исключения формального подхода при решении вопроса об освобождении лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности;
- повышения роли структурных подразделений Генеральной прокуратуры, областей по надзору за расследованием преступлений, предупреждения и пресечения нарушений законности при производстве следствия и дознания;
- принятия своевременных мер по защите процессуальной самостоятельности следователей и пресечения незаконного воздействия на них с целью повлиять на ход расследования и принимаемых по делу решений;
- систематического обобщения и распространения положительного опыта прокурорского надзора за расследованием преступлений.
Особо подчеркнем значимость прокурорского надзора за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых, законностью применения мер процессуального принуждения. Как показывают материалы обобщения практики, проведенного Генеральной прокуратурой, довольно распространенными остаются нарушения законности при задержании подозреваемых, предъявлении обвинения и применении мер пресечения.
Прокурорский надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых осуществляется путем ознакомления с копиями соответствующих постановлений, поступающих в прокуратуру, проверки материалов уголовных дел, находящихся в производстве.
При проверке законности и обоснованности привлечения лица в качестве обвиняемого надлежит обращать особое внимание на следующие обстоятельства:
1) имеются ли достаточные основания для привлечения лица в качестве обвиняемого. Обвинение по закону должно быть основано только на доказательствах, причем к моменту привлечения лица в качестве обвиняемого должны быть собраны доказательства, относящиеся ко всем элементам состава преступления;
2) своевременно ли вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. В практике органов предварительного следствия имеют место случаи, когда вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого затягивается, и лицо вызывается на допросы по поводу своих действий в качестве свидетеля;
3) насколько обоснована квалификация преступления. При этом следует иметь в виду распространенность такого явления, как квалификация деяния "с запасом", что чревато необоснованным применением меры пресечения в виде заключения под стражу по мотивам одной опасности преступления;
4) соответствует ли постановление о привлечении в качестве обвиняемого требованиям, предъявляемым ст. 241 УПК, в том числе разграничение квалификации вмененных в вину деяний;
5) соблюдены ли права обвиняемого на защиту, в том числе его право иметь защитника на предварительном следствии с момента обретения статуса подозреваемого или предъявления обвинения;
6) выдержан ли установленный УПК порядок предъявления обвинения и допроса обвиняемого.
В соответствии с приказом Генерального прокурора от 03.01.2013 г. № 1 "Об организации прокурорского надзора за исполнением закона органами уголовного преследования", надзирающим прокурорам предписывается в течение 72 часов с момента получения копии постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого проверять законность и обоснованность принятого решения, при согласии с ним делать отметку на копии постановления. В случае выявления нарушений закона принимать меры реагирования, предусмотренные ст. 34 УПК.
Генеральный прокурор также требует, чтобы после получения сообщения органа уголовного преследования о задержании лица в порядке ст. 108 УПК подчиненными прокурорами проверялись законность и обоснованность его задержания. При установлении факта незаконного задержания лица незамедлительно принимались меры по его освобождению и меры реагирования к виновным лицам. Также должен вестись учет лиц, задержанных на основании ст. 108, 111, 112 УПК.
Смотрите также
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
Тема государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности в России, безусловно, очень актуальна в настоящее
время.
Наша страна встала на путь
рыночной экономики, поэтому очеви ...
Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и в зарубежных странах
Формирование единого рыночного
и экономического пространств требует свободного перемещения всех факторов
производства. Глобальная взаимосвязь международных экономических отношений в
совреме ...
Договор купли-продажи предприятия
Дисциплина Гражданское право является одной из
важнейших дисциплин изучаемых на факультете юриспруденции, так как это
важнейшая основа для дальнейшей деятельности будущих юристов, особенно д ...