История развития местного самоуправления
Страница 4

Важный урок истории: усиление местного самоуправления способствует преодолению кризисной ситуации в стране, позволяет развить предпринимательство, сохранить и развить инфраструктуру поселений, улучшить качество жизни граждан.

С 1927-1928 годов в СССР наступает новый период развития, период «великого перелома», индустриализации в промышленности и коллективизации в сельском хозяйстве. Этот период характеризуется резким усилением централизации всех сфер жизни. Была проведена административно-территориальная реформа, вместо волостей и уездов были созданы более крупные сельские районы, лучше приспособленные для централизованного руководства. Все самоуправленческие зачатки в городах и в деревне были ликвидированы, а сам термин «самоуправление» надолго исчез из словарного оборота. Профессор Л.А. Велихов был репрессирован. Вновь установившаяся жесткая централизованная система руководства была закреплена Конституцией

СССР 1936 года и сохранилась почти без изменений до конца 1980-х годов. Формально советская власть была вполне демократичной. По Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. все советы, включая местные, стали избираться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Был введен институт «наказов» избирателей своим депутатам и система отзыва депутатов, не оправдавших доверия избирателей. Из числа депутатов создавались постоянные комиссии для предварительного рассмотрения вопросов, выносимых на сессии советов. Совет избирал из своего состава исполнительный комитет (исполком), его председателя и заместителей, подотчетных совету. В подготовленные проекты местных бюджетов на сессиях можно было вносить поправки.

Однако фактически выборы в советы, включая местные советы, производились на безальтернативной основе, а кандидатуры единственного кандидата по каждому избирательному округу подбирались партийными органами со строгим соблюдением спущенных сверху пропорций (рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, молодые и старые, коммунисты, комсомольцы и беспартийные и т.д.). Нижестоящие советы и исполкомы подчинялись вышестоящим. Вся собственность (кроме колхозной) являлась государственной, местные бюджеты были частью государственного бюджета.

Партийные чиновники обладали широчайшими полномочиями по надзору за деятельностью местных советов и исполкомов. Даже «сценарии» сессий советов отрабатывались заранее. Такая система не была ни истинным народовластием, ни самоуправлением.

Местное самоуправление в современный период

Интерес к идее местного самоуправления возник вновь с началом перестройки, во второй половине 1980-х годов. Руководству страны было ясно, что без местного самоуправления невозможно ни построение демократического общества, ни усиление рыночных начал в экономике. В апреле 1990 г. был принят Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Впервые было законодательно закреплено понятие коммунальной собственности. В июле 1991 г. был принят российский Закон «О местном самоуправлении в РСФСР». Эти законы позволили начать возрождение местного самоуправления на новых основах, при демократических, альтернативных выборах и в условиях многопартийности. Система исполкомов с коллегиальной ответственностью за принимаемые решения была заменена системой глав администраций, действующих на принципах единоначалия. Однако многие пороки советской системы еще сохранялись.

В частности, сохранялась система вышестоящих и нижестоящих советов. Закон детально регламентировал все полномочия совета и администрации каждого уровня. Глава администрации назначался вышестоящим главой, хотя и с согласия совета.

В условиях радикальных экономических реформ начала 1990-х годов, которые привели к резкому ухудшению условий жизни населения, и при отсутствии необходимой правовой, экономической и финансовой базы, демократически избранные советы неизбежно вступили в конфронтацию с органами исполнительной власти. Все это закончилось вооруженным противостоянием Верховного Совета и

Президента России в октябре 1993 года, после которого советы всех уровней были распущены. Переходный период до конца 1995 года характеризовался полным доминированием исполнительной власти. Лишь в некоторых регионах России были избраны по временным положениям местные советы с очень ограниченными полномочиями. Только после принятия в 1995 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» началось действительное возрождение местного самоуправления в России.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Законодательство о ценных бумагах
    Актуальность темы исследования. В современных условиях для решения различных социально-экономических проблем применяются все виды ценных бумаг, предусмотренных действующим гражданским законо ...

    Совершенствование управлением муниципальным дорожным строительством и содержанием дорог местного значения в Курской области
    Современный мир многолик и многообразен, и порой, время бежит впереди наших дел. С невероятной скоростью в мире появляются новые модели машин , которые ездят намного быстрее , потребляют нам ...

    Социальное обеспечение военнослужащих в запасе
    Социально-экономические преобразования в России последних десятилетий вызвали существенное снижение уровня социальной защищенности военнослужащих. Следствием этого явились с одной стороны, ...