Исторические и общетеоретические аспекты создания и функционирования Совета Европы
Материалы / Международно-правовой статус Совета Европы / Исторические и общетеоретические аспекты создания и функционирования Совета Европы
Страница 3

17 марта 1948 года Францией, Великобританией (связанных союзническими отношениями в соответствии с Дюнкеркским договором 1947 года), Бельгией, Голландией и Люксембургом был подписан Брюссельский Пакт.

Уже в Преамбуле Пакта пять европейских государств объявили о своей решимости “утвердить свою веру в основополагающих правах человека, достоинстве и ценности человеческой личности, а также в других принципах, продекларированных Уставом Организации Объединенных Наций; подтвердить и защищать демократические принципы, гражданские и личные свободы, конституционные свободы и уважение закона, которые составляют их общее наследие”.

Как раз в рамках Консультативного Комитета, объединявшего в своем составе министров иностранных дел пяти государств-участников Брюссельского Пакта, получила развитие французско-бельгийская инициатива о создании Совета Европы. В результате в Лондоне была созвана дипломатическая конференция с участием пяти упомянутых стран, а также Ирландии, Италии, Дании, Норвегии и Швеции. Получившая приглашение принять участие в конференции Швейцария отклонила его, сославшись на принцип нейтралитета. Итогом форума стало подписание 5 мая 1949 года в Лондоне представителями 10 странами Западной Европы - Бельгии, Франции, Люксембурга, Нидерландов, Великобритании, Ирландии, Италии, Дании, Норвегии и Швеции Устава Совета Европы. Одновременно было принято решение о принятии в Совет Исландии, Греции и Турции.

Целью подписания данного документа было:

1) Обеспечения более тесных связей между государствами-членами для защиты и реализации их идеалов и принципов;

2) содействие превращению Европы в демократическое и безопасное пространство;

3) защита и укрепление плюралистической демократии и прав человека;

4) развитие и укрепление европейского самосознания для формирования европейской культурной идентичности.

Таким образом, уже в основополагающем документе Совета Европы было зафиксировано, что поощрение и защита прав и свобод человека являются одним из главных направлений деятельности учреждаемой организации. Именно так европейские страны ответили на вызов, брошенный достоинству и ценности человеческой личности нацистским режимом в годы Второй мировой войны.

Эрнест Бевин, министр иностранных дел Соединенного Королевства 5 мая 1949 г. произнес: «Впервые в истории древнего континента Европы мы являемся свидетелями создания общих демократических институтов».

Штаб-квартира расположилась в Страсбурге – городе на границе Франции и Германии, в качестве символа примирения двух государств.

Первая глава устава гласила: "Задача Совета Европы - достигнуть большего согласия между его членами с целью охраны и реализации идей и принципов, представляющих их общее наследие, а также содействия их экономическому и социальному прогрессу".

Рабочими органами Совета, как и было предложено на конференции в Лондоне, стали Комитет министров и Совещательная Консультативная Ассамблея. Ассамблея Совета Европы должна была состоять из представителей парламентов европейских стран. Ее рекомендации комитету министров не носили обязательного характера.

Первая сессия СЕ открылась в том же году в Страсбурге. У СЕ тогда даже не было своего помещения - заседать пришлось в местном университете. Совет Европы стал первой в истории общеевропейской организацией, до этого страны Старого Света объединялись лишь в военные и политические союзы.

2 сентября 1949 г. государствами-членами Совета Европы было принято Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы.

Первым актом, принятым Советом Европы, стала Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод - первый международно-правовой документ, гарантирующего защиту прав человека. Она была подписана 4 ноября 1950 года в Риме и вступила в силу 3 сентября 1953 года.

В мае 1951 г. Комитет министров предложил государствам-членам назначить постоянных представителей правительств государств в Совете Европы для поддержания постоянного контакта с организацией, а в 1952 году Комитет министров постановил, что каждый министр может назначить представителя, который обладает такими же полномочиями по принятию решений как и министр.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Сравнительный анализ советских конституций
    Конституция как необходимая правовая норма демократического государства берет своё начало от латинского constitution – устройство. Конституция - основа будущего законодательства страны. Она ...

    Льготы по рабочему времени и целевые отпуска работникам
    В течение своей трудовой деятельности каждый работник хочет повысить свой профессиональный уровень, знания и навыки, при этом вынужден совмещать работу с учебой. Не все работодатели приветс ...

    Организация расследования изнасилований
    Среди преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности одними из наиболее социально опасных являются так называемые половые преступления. В это понятие вкладывается посяг ...