Должностное лицо: сущность и правовой статус
Страница 3

Согласно Уголовному кодексу РФ ответ на этот вопрос будет отрицательным. Так как злоупотребление должностными полномочиями возможно не только на государственной или муниципальной службе, но и на службе в коммерческих или иных организациях, то новый Уголовный кодекс РФ содержит гл.

23 "Преступления против интересов службы в коммерческих организациях". Статья 201 этого Кодекса устанавливает уголовную ответственность за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства. Таким образом, в уголовном праве теперь различаются два понятия: 1) должностное лицо и 2) лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (например, некоммерческой организации).

Поскольку в уголовном законодательстве появилось понятие "лицо, выполняющее управленческие функции", то, думается, целесообразно выяснить, какие же функции являются управленческими. С теоретической точки зрения, управленческими функциями являются: информационное обеспечение, прогнозирование и моделирование, планирование, учет, контроль (надзор), координация, организация, руководство, распорядительство. Каждая из этих функций имеет конкретное содержание. Поэтому на практике при привлечении к уголовной или административной ответственности лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой организации независимо от форм собственности, государственном или муниципальном предприятии или некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, необходимо конкретно выяснять характер и содержание каждой из управленческих функций. При этом необходимо помнить, что по замыслу законодателя (примечание к ст. 201 УК РФ) выполнение управленческих функций раскрывается через выяснение лишь организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей конкретного лица.

Разрабатываемое в настоящее время законодательство о местном самоуправлении определяет и использует понятие "должностное лицо". Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 1 устанавливает два понятия:

1) должностным лицом местного самоуправления является выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;

2) выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Кроме того, этот закон использует и понятие "государственное должностное лицо" (например, п. 3 ст. 17).

Уголовный кодекс РФ в отдельной гл. 33 устанавливает составы преступлений против военной службы (ст. 331—352). При этом в ст. 331 Уголовного кодекса РФ преступлением против военной службы признаются предусмотренные гл. 33 Уголовного кодекса РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. В соответствии со статьями гл. 33 Уголовного кодекса РФ уголовную ответственность несут военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации.

Важным предметом исследования является вопрос о правовом статусе должностного лица, который можно определить как урегулированное нормами права положение должностного лица в органах государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной власти, в органах прокуратуры), органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках (например, внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ) и воинских формированиях (например, органы внешней разведки РФ, военизированные части ведомственной пожарной охраны), которое характеризуется следующими составными элементами:

1) осуществление деятельности на установленных законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов принципах государственной службы: законности, подконтрольности и подотчетности; обязательности решений вышестоящих органов и должностных лиц; внепартийности государственной и муниципальной службы; ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и других принципах;

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Особенности государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности
    В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство является главной движущей силой экономического и социального развития. Набирающие силу рыночные механизмы ставят предпринимателя ...

    Система министерского делопроизводства
    С давних времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы имеем возможность узнать историю своей страны, ее героическое прошлое, особенности быта своего народа, правовые ф ...

    Отказ от наследства
    В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется государством. Все граждане РФ имеют равные права в области наследственного права, независимо от по ...