Должностное лицо: сущность и правовой статус
Страница 1

В административно-правовой науке сформировались следующие отличительные признаки должностного лица.

Во-первых, должностное лицо — это гражданин Российской Федерации, занимающий постоянно, временно или по специальному полномочию должность (на основе установленных в нормативных актах способов замещения соответствующих должностей) в различных государственных органах и органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ и выполняющий соответствующие полномочия согласно нормативным правовым актам.

Во-вторых, должностное лицо реализует властные полномочия, осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, выполняя волю государства и общества, обеспечивая права и законные интересы граждан и организаций, удовлетворяя государственные и общественные интересы. Реализуя свой личный потенциал, должностное лицо призвано решать возложенные на него задачи, поскольку является в служебном правоотношении стороной, обязанной служить как публичной власти, так и субъектам частного права. Некоторые авторы отмечают, что должностными лицами не являются те служащие, которые управляют вещами (имуществом), так как в данном случае они не отвечают за деятельность других лиц, а потому и не могут воздействовать на поведение людей с помощью юридически властных действий. Заметим, однако, что управление имуществом не определяющий фактор; должностное лицо управляет движением материальных ценностей в совокупности с другими полномочиями, и порой разделить его функции бывает весьма трудно.

В-третьих, должностное лицо может представлять вовне (в отношениях с неподчиненными субъектами) государство (государственные органы) и муниципальные образования (органы местного самоуправления), которым оно служит.

В-четвертых, должностное лицо имеет, как и все государственные и муниципальные служащие, права, обязанности, ограничения и запреты по службе.

В-пятых, оно может применять меры принуждения.

В-шестых, оно реализует полномочия по наложению дисциплинарных взысканий.

В-седьмых, должностное лицо может издавать административные акты (разрабатывать и принимать управленческие решения), обеспечивающие реализацию предоставленных ему полномочий.

В-восьмых, оно осуществляет контрольно-надзорные полномочия.

В-девятых, должностное лицо может быть субъектом юридической ответственности (административной, дисциплинарной, уголовной, гражданско-правовой). Оно несет повышенную ответственность (социальную, политическую, правовую, моральную) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Повышенная ответственность должностных лиц обусловлена тем, что они отвечают не только за свою личную деятельность, но и за действия подчиненных им лиц. Кроме того, они распоряжаются материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, выполняют важнейшие организационно-распорядительные функции по осуществлению предоставленных им полномочий и компетенции соответствующих должностных лиц. Для должностных лиц в отдельных законах установлена административная и уголовная ответственность.

В настоящее время лишь Уголовный кодекс РФ 1996 г. в примечании к ст. 285 устанавливает понятие должностного лица. Если его сравнивать с понятием должностного лица, содержащим в действовавшем до 1 января 1997 г. УК РСФСР (примечание к ст. 170), то с содержательной (организационно-функциональной) точки зрения изменений практически не произошло. В других законах и иных нормативных актах анализируемый термин используется без раскрытия его содержания. Таким образом, представители различных отраслевых юридических наук — уголовного, административного, трудового, финансового права нередко различным образом понимают и определяют данное понятие. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" не содержит понятия должностного лица, хотя и использует его (например, п. 7 ст. 21).

Уголовный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 24 мая 1996 г., в примечании к ст. 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями") устанавливает следующее понятие должностного лица: "Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации". Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями (п. 4 Примечания к ст. 285 УК РФ).

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Государственная служба в налоговых органах и учреждениях прокуратуры
    В рамках реализации административной реформы 9 марта 2004 г. Президентом РФ был принят Указ №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", согласно котором ...

    Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
    Злоупотребление наркотиками и их незаконный оборот продолжают -оказывать все более разрушительное воздействие на развитие мирового сообщества, провоцирует политическую и социально-экономиче ...

    Гарантии социальной поддержки безработных
    Проблема занятости и безработицы – одна из главных проблем в развитии экономики во всем мире и трудовое право уделяет большое внимание проблемам занятости и трудоустройства граждан. От уров ...