Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями
Материалы / Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями / Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями
Страница 1

Объективная сторона анализируемых преступлений состоит в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов власти и управления.

В соответствии с ч. 1 ст. 285 УК РФ злоупотреблением должностными полномочиями признается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями характеризуется следующими обязательными признаками: а) использование лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; б) наступление в результате этого общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) наличие причинной связи между использованием лицом своих служебных полномочий и указанными вредными последствиями.

Следует подчеркнуть, что в отличие от УК СССР 1960 г. действующий Кодекс характеризует данное преступление как использование должностным лицом не служебного положения, а служебных полномочий. Некоторые авторы, анализируя текст ст. 285 УК РФ, делают вывод, что злоупотребление осуществляется в результате использования только конкретных служебных полномочий, а текст «использование» означает, что речь идет о деянии в форме действия. Следует не согласиться с таким мнением, поскольку рассматриваемое преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия (например, попустительство), которое состоит в совершении (либо несовершении) должностным лицом конкретных действий, которые формально не выходят за пределы служебной компетенции виновного, но совершаются (либо в нарушение обязанности не совершаются) им вопреки интересам службы, то есть в ущерб тем целям и задачам, которые поставлены перед данным должностным лицом в соответствии с его статусом.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий следует понимать такие действия лица, которые непосредственно вытекали из его полномочий и являлись осуществлением прав и обязанностей, которыми наделялось это лицо в связи с занимаемой должностью, то есть составляющими его служебную компетенцию. Полномочия должностного лица, обусловленные служебным положением, разнообразны. Чтобы установить, какие конкретно обязанности по службе были им нарушены, необходимо обратиться к нормативным актам, которые регулируют служебную деятельность тех или иных должностных лиц и определяют их права и обязанности. Установление пределов полномочий должностного лица позволяет рассматривать определенные действия (бездействие) как злоупотребление должностными полномочиями.

Использование должностным лицом авторитета занимаемой должности, служебных связей, доверительных отношений с другими должностными лицами и т. п., если при этом должностное лицо само не совершало действий по службе и не нарушало нормативных актов, регламентирующих его действия, не может считаться злоупотреблением должностными полномочиями. Хотя отдельные авторы считают, что подобный признак необходимо учитывать. При злоупотреблении должностными полномочиями виновный не исполняет свои служебные обязанности, а использует предоставленные ему правомочия вопреки интересам службы в личных целях. Поэтому если допустить, что при злоупотреблении должностными полномочиями используется авторитет занимаемой должности, тем самым не уточняется характер этого превышения и не указываются никакие ориентиры для его квалификации, ибо данный авторитет неизбежно вытекает из факта занятия должности. Наоборот, это дает повод для чрезмерно широкого толкования авторитета должности как использования личных связей, внеслужебного давления и прочих действий, которые не могут образовывать злоупотребления должностными полномочиями. Таким образом, использование должностным лицом своего авторитета есть деяние аморальное, порицаемое, могущее повлечь меры дисциплинарного воздействия, но уголовную ответственность оно не влечет, поскольку в этом случае должностное лицо своими правами и обязанностями не злоупотребляет.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Экономическая основа конституционного строя
    В социально-экономической сфере за последние столетие проделаны виражи от частной собственности к приоритету общественной, особенно в форме государственной, собственности, а затем - к плюрал ...

    Правовое регулирование территориальных вопросов
    Для существования человека необходимы определенные условия и материальные блага. Именно территория, как часть природы и земного шара, является источником ресурсов и условием существования ч ...

    Конфискация как иная мера уголовно-правового характера
    Выбирая тему для своего исследования, я руководствовался целью изучить наиболее актуальные проблемы, которые стоят на сегодняшний день перед законодательством нашей страны. Вновь введённый н ...