Объективная сторона злоупотребления должностными
полномочиямиМатериалы / Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями / Объективная сторона злоупотребления должностными
полномочиямиСтраница 2
Помимо формы поведения, обязательным признаком объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями являются общественно опасные последствия – существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Эти последствия в УК 1960 г. именовались существенным вредом и фактически не изменили своего юридического смысла. Некоторые ученые полагают, что определить нарушение (вред) как существенное можно лишь в зависимости от конкретных обстоятельств данного дела. Другие определяют существенность вреда, исходя из одного только стоимостного критерия. Также существует точка зрения, что существенный вред может выражаться в: а) причинении прямого материального ущерба государственному или общественному имуществу; б) заведомо для виновного упущенной выгоде; в) нарушении охраняемых законом политических, трудовых, жилищных, личных и имущественных прав и интересов граждан; г) подрыве престижа представителей государственной власти и управления; д) создании обстановки, затрудняющей учреждению, предприятию осуществлять основные функции.Общественно опасные последствия данного преступления определены как существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. По характеру эти последствия могут носить как имущественный, так и иной характер – нарушение конституционных прав и свобод, подрыв авторитета органов власти, создание помех в функционировании публичных институтов, нарушение общественного порядка, сокрытие преступлений и т. п. В то же время следует помнить, что категории имущественного и неимущественного вреда достаточно тесно связаны. Например, различные притеснения гражданина по работе из мести или личных неприязненных отношений нередко выражаются не только в неоправданном усложнении служебных заданий и различных придирках, но и в лишении заслуженной премии, уменьшении должностного оклада и т. п.
Материальные убытки, причиняемые должностным злоупотреблением, могут быть как в виде реального материального ущерба, так ив виде упущенной выгоды. Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) реальный ущерб причиняется в результате утраты или повреждения имущества, а упущенная выгода – это неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
К понятию существенного вреда нельзя отнести подрыв авторитета органов власти, нарушения общественного порядка, создание помех и сбоев в работе, поскольку такого рода последствия либо нематериальны, либо крайне неконкретны.
Такая разновидность существенного нарушения, как нарушение нормальной деятельности учреждения или органа, может быть связана с нарушением производственного ритма, запутанностью учета, систематическим невыполнением плана, израсходованием имущества не по назначению и т.п.
Действия (бездействие) должностного лица, злоупотребившего служебными полномочиями, должны находиться в причинной связи с причинением указанных выше последствий. Порой опосредованный характер связи между допущенными нарушениями и наступившими последствиями; отсутствие физического взаимодействия между причиной и следствием; неоднозначность связей, когда одно и то же нарушение вызывает разнообразный, хотя в целом и ограниченный круг последствий, и, наоборот, конкретное последствие может быть результатом различных, но однородных нарушений; нормативный характер причины, обусловленный тем, что ею является лишь деяние, нарушающее то или иное положение, закрепленное в правовой норме; ограниченность деяний, способных выступать в качестве причины последствий, предусмотренных законом; ограниченность последствий, признаваемых в качестве признака преступления и т.д., то есть цепь причинности при злоупотреблении должностными полномочиями, нередко носит неоднозначный характер.
Смотрите также
Заключение эксперта, его структура, оценка и использование в процессе доказывания
Судебная реформа, результатом которой стало принятие органами
государственной власти ряда нормативных правовых актов в области
судопроизводства, в том числе Уголовно-процессуального кодекса ...
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде
«Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе
на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается.
Государство создает условия для ...
Понятие должностного лица в законодательстве и правовой теории
Понятие "должностное лицо" весьма часто встречается в различных
законодательных и нормативных актах Российской Федерации: в Конституции РФ,
Трудовом кодексе РФ, УК РФ, ФЗ "Об ...