Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями
Материалы / Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями / Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями
Страница 2

Помимо формы поведения, обязательным признаком объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями являются общественно опасные последствия – существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Эти последствия в УК 1960 г. именовались существенным вредом и фактически не изменили своего юридического смысла. Некоторые ученые полагают, что определить нарушение (вред) как существенное можно лишь в зависимости от конкретных обстоятельств данного дела. Другие определяют существенность вреда, исходя из одного только стоимостного критерия. Также существует точка зрения, что существенный вред может выражаться в: а) причинении прямого материального ущерба государственному или общественному имуществу; б) заведомо для виновного упущенной выгоде; в) нарушении охраняемых законом политических, трудовых, жилищных, личных и имущественных прав и интересов граждан; г) подрыве престижа представителей государственной власти и управления; д) создании обстановки, затрудняющей учреждению, предприятию осуществлять основные функции.

Общественно опасные последствия данного преступления определены как существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. По характеру эти последствия могут носить как имущественный, так и иной характер – нарушение конституционных прав и свобод, подрыв авторитета органов власти, создание помех в функционировании публичных институтов, нарушение общественного порядка, сокрытие преступлений и т. п. В то же время следует помнить, что категории имущественного и неимущественного вреда достаточно тесно связаны. Например, различные притеснения гражданина по работе из мести или личных неприязненных отношений нередко выражаются не только в неоправданном усложнении служебных заданий и различных придирках, но и в лишении заслуженной премии, уменьшении должностного оклада и т. п.

Материальные убытки, причиняемые должностным злоупотреблением, могут быть как в виде реального материального ущерба, так ив виде упущенной выгоды. Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) реальный ущерб причиняется в результате утраты или повреждения имущества, а упущенная выгода – это неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

К понятию существенного вреда нельзя отнести подрыв авторитета органов власти, нарушения общественного порядка, создание помех и сбоев в работе, поскольку такого рода последствия либо нематериальны, либо крайне неконкретны.

Такая разновидность существенного нарушения, как нарушение нормальной деятельности учреждения или органа, может быть связана с нарушением производственного ритма, запутанностью учета, систематическим невыполнением плана, израсходованием имущества не по назначению и т.п.

Действия (бездействие) должностного лица, злоупотребившего служебными полномочиями, должны находиться в причинной связи с причинением указанных выше последствий. Порой опосредованный характер связи между допущенными нарушениями и наступившими последствиями; отсутствие физического взаимодействия между причиной и следствием; неоднозначность связей, когда одно и то же нарушение вызывает разнообразный, хотя в целом и ограниченный круг последствий, и, наоборот, конкретное последствие может быть результатом различных, но однородных нарушений; нормативный характер причины, обусловленный тем, что ею является лишь деяние, нарушающее то или иное положение, закрепленное в правовой норме; ограниченность деяний, способных выступать в качестве причины последствий, предусмотренных законом; ограниченность последствий, признаваемых в качестве признака преступления и т.д., то есть цепь причинности при злоупотреблении должностными полномочиями, нередко носит неоднозначный характер.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Система государственного управления РФ
    Система государственного управления включает в себя конструирование и экспликацию системы базовых понятий и представлений, тот категориальный аппарат, который обобщает сферу профессионально ...

    Демократия - недостатки и пороки
    Демократия – означает народовластие, власть народа. Однако так ли это на самом деле? Очевидно, что демократия обладает внутренне присущим ей механизмами и инструментами, обеспечивающими ее ...

    Международно-правовой режим мирового океана
    Мировой океан с давних времен является средством коммуникаций между государствами, расположенными в различных частях земного шара, а также источником ресурсов, как живых, так и неживых. Отно ...