Понятие, виды и способы разрешения территориальных споров между государствами
Материалы / Правовое регулирование территориальных вопросов / Понятие, виды и способы разрешения территориальных споров между государствами
Страница 5

В настоящее время юридическое содержание принципа территориальной целостности государств включает в себя:

Обязательства субъектов международного права: уважать целостность государственной территории, не допускать прямых или косвенных посягательств на нее; не применять против другого государства первыми вооруженные силы в нарушение Устава ООН; не совершать нападения, вторжения в пределы территории государства, а также не допускать захвата всей или части территории государства; не допускать применения силы или угрозы силой против какого-либо государства, в том числе с целью понуждения его к отказу от своей территории или ее части; не предоставлять свою территорию какому-либо государству с целью использования ее для нарушения территориальной целостности третьего государства; не допускать военной, политической, экономической или любой другой формы давления, направленного против территориальной целостности государства; не признавать каких-либо территориальных изменений, явившихся результатом угрозы силой или применения силы; признавать происшедшие территориальные изменения только при свободно выраженном желании проживающего на ней народа; соблюдать неприкосновенность государственных границ, не допускать любых, даже косвенных нарушений государственных границ, а также пограничных конфликтов и совершения пограничных провокаций; не осуществлять взаимодействия с сепаратистскими движениями без явно выраженного согласия государств; осуждать акты, методы и практику терроризма, где бы и кем бы они ни осуществлялись, в том числе те, которые угрожают территориальной целостности и безопасности государств; не использовать территорию без определенно выраженного согласия соответствующего государства, а также своевременно выводить свои вооруженные силы с территории государства по требованию полномочных органов государственной власти; разрешать споры о принадлежности государственной территории или ее части только мирными способами; использовать природные ресурсы государства только при его явно выраженном согласии; использовать свою территорию таким образом, чтобы не причинять вред территории других государств и окружающей природной среде; не совершать иных действий, несовместимых с нормами международного права, против территориальной целостности государства.

Теоретическими и международно-правовыми основаниями разграничения государственных территорий являются:

1) международно-правовая теория, рассматривающая территорию государства, в пределах границ которого она находится, в качестве его собственности. Права, которыми обладает государство как субъект международного права относительно своей территории, полностью заполняют классическую конструкцию права собственности - владение, пользование и распоряжение. Вместе с тем эта собственность существует в сфере международных отношений, регулируется международным правом и не тождествена гражданско-правовой собственности. Различия обуславливаются, во-первых, отличием международного права от внутригосударственного права, в том числе гражданского права. Во-вторых, государственная территория не подлежит отчуждению по применяемым в гражданском праве основаниям перехода права собственности: завещанию, наследованию и т.п. Следующей особенностью права государства на свою территорию является то, что государство как субъект международного права не может существовать без территории. Государство при изъявлении желания войти в состав другого государства или объединиться с другим государством будет лишено права собственности на свою территорию. Эта территория будет являться частью территории того государства, в состав которого оно вошло, или образовавшегося от такого слияния нового государства и, следовательно, его собственностью. В таком случае прежнее государство перестает существовать как субъект международного права.

Между тем наименование теории - «теория международной собственности», употребляемое в научной литературе, по нашему мнению, является неверным, так как эта пространственная сфера является принадлежностью (собственностью) государства, а не некоей «международной» собственностью. Указанная международно-правовая теория на право владения государством территорией должна именоваться «теория собственности государства».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Методы контроля таможни на службе налоговых органов
    Одновременно с либерализацией налогового законодательства, снижением налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования государством проводятся мероприятия по совершенствованию контроля за полно ...

    Налоговый кодекс РФ. Общая характеристика и направления совершенствования
    Налоговая реформа является очень важной сферой российских экономических преобразований. Причина этого кроется в том, что государственное управление в области налогов - прямой способ воздейс ...

    Стратегические установки административных реформ западных стран
    Стремление сделать работу государственного аппарата более эффективной неизменно приводит современные правительства на путь административных реформ. Административная реформа — это процесс ст ...