Понятие, виды и способы разрешения территориальных споров между
государствамиМатериалы / Правовое регулирование территориальных вопросов / Понятие, виды и способы разрешения территориальных споров между
государствамиСтраница 5
В настоящее время юридическое содержание принципа территориальной целостности государств включает в себя:
Обязательства субъектов международного права: уважать целостность государственной территории, не допускать прямых или косвенных посягательств на нее; не применять против другого государства первыми вооруженные силы в нарушение Устава ООН; не совершать нападения, вторжения в пределы территории государства, а также не допускать захвата всей или части территории государства; не допускать применения силы или угрозы силой против какого-либо государства, в том числе с целью понуждения его к отказу от своей территории или ее части; не предоставлять свою территорию какому-либо государству с целью использования ее для нарушения территориальной целостности третьего государства; не допускать военной, политической, экономической или любой другой формы давления, направленного против территориальной целостности государства; не признавать каких-либо территориальных изменений, явившихся результатом угрозы силой или применения силы; признавать происшедшие территориальные изменения только при свободно выраженном желании проживающего на ней народа; соблюдать неприкосновенность государственных границ, не допускать любых, даже косвенных нарушений государственных границ, а также пограничных конфликтов и совершения пограничных провокаций; не осуществлять взаимодействия с сепаратистскими движениями без явно выраженного согласия государств; осуждать акты, методы и практику терроризма, где бы и кем бы они ни осуществлялись, в том числе те, которые угрожают территориальной целостности и безопасности государств; не использовать территорию без определенно выраженного согласия соответствующего государства, а также своевременно выводить свои вооруженные силы с территории государства по требованию полномочных органов государственной власти; разрешать споры о принадлежности государственной территории или ее части только мирными способами; использовать природные ресурсы государства только при его явно выраженном согласии; использовать свою территорию таким образом, чтобы не причинять вред территории других государств и окружающей природной среде; не совершать иных действий, несовместимых с нормами международного права, против территориальной целостности государства.
Теоретическими и международно-правовыми основаниями разграничения государственных территорий являются:
1) международно-правовая теория, рассматривающая территорию государства, в пределах границ которого она находится, в качестве его собственности. Права, которыми обладает государство как субъект международного права относительно своей территории, полностью заполняют классическую конструкцию права собственности - владение, пользование и распоряжение. Вместе с тем эта собственность существует в сфере международных отношений, регулируется международным правом и не тождествена гражданско-правовой собственности. Различия обуславливаются, во-первых, отличием международного права от внутригосударственного права, в том числе гражданского права. Во-вторых, государственная территория не подлежит отчуждению по применяемым в гражданском праве основаниям перехода права собственности: завещанию, наследованию и т.п. Следующей особенностью права государства на свою территорию является то, что государство как субъект международного права не может существовать без территории. Государство при изъявлении желания войти в состав другого государства или объединиться с другим государством будет лишено права собственности на свою территорию. Эта территория будет являться частью территории того государства, в состав которого оно вошло, или образовавшегося от такого слияния нового государства и, следовательно, его собственностью. В таком случае прежнее государство перестает существовать как субъект международного права.
Между тем наименование теории - «теория международной собственности», употребляемое в научной литературе, по нашему мнению, является неверным, так как эта пространственная сфера является принадлежностью (собственностью) государства, а не некоей «международной» собственностью. Указанная международно-правовая теория на право владения государством территорией должна именоваться «теория собственности государства».
Смотрите также
Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"
Актуальность темы исследования
определяется тем, что образование является важнейшей подсистемой социальной сферы
государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных з ...
Период развития и изменения Российского государства и права с февраля по октябрь 1917 г
Результатом февральской революции 1917 года стало свержение самодержавия,
отречение царя от престола, возникновение в стране двоевластия: диктатуры
крупой буржуазии в лице Временного правите ...
Правовое регулирование права интеллектуальной собственности на международном уровне
В современных условиях
международной экономики в мире все более важным элементом становятся такие
важные объекты собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки
обслуживани ...
