Понятие и признаки правового государства
Материалы / Правовое государство / Понятие и признаки правового государства
Страница 1

Прежде чем перейти к определению понятия правового государства, необходимо признать тот факт что – идея правового государства это сложное многоуровневое и динамично развивающиеся в общественных и государственных науках явление.

С течением времени оно приобретает новые трактовки, обзаводится новыми признаками. Однако, стоит точно иметь ввиду, что правовое государство всегда, так или иначе остается государством и однозначно обладает всеми присущими любому государству признаками. Правовое государство не отождествляется с обществом и не растворяется в обществе. Правовое государство, как и любое другое государство, представляет собой организацию публичной власти, обладающую государственным суверенитетом и правом применения законного насилия. Однако правовое государство, помимо обладания общеродовыми признаками, имеет и свои, специфические, которые позволяют отделять его от остальных, не правовых государств.

Ученые, на протяжении тысячелетий изучающие и развивающие идею правового государства, всегда выделяли значительное число разнообразных характерных черт, которыми оно должно обладать. Однако существуют лишь несколько признаков признаваемых всеми современными учеными, это:

Реальное верховенство закона

Гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан

Принцип взаимной ответственности гражданина и государства

Реальная реализация принципа разделение властей

Под признаками, при изучении концепции правового государства, следует понимать основополагающие требования – принципы, определяющие в своей совокупности ту модель государства, которое могло бы называться правовым.

Реальное верховенство закона.

1. В соответствии с этим принципом, в широком смысле, понимается то, что ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, и один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Закон здесь отождествляется с понятием «право». Знаменитый отечественный правовед В.М. Гессен считал - «Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы». Правовое государство в своей деятельности, осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне или над ним. «Юридическая норма отличается от акта произвола тем, что она одинаково обязательна для всех членов данного общежития, в том числе и для представителей органов того внешнего авторитета, который ее санкционировал. Применяя сказанное к государству, мы должны сказать, что юридическая норма одинаково связывает и государственную власть, и подданных, одинаково обязательна для той, и для других, имеет двухсторонний характер. Напротив, мы назовем актом произвола такую «норму», которая обязательна лишь для подданных, но не для власти: органы власти могут ей не подчиняться, и таким образом то, что есть закон для подданных, не есть закон для власти» - И.В. Михайловский.

Правосудие, в правовом государстве не может принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех.

2. В узком смысле, этот принцип расшифровывается как верховенство закона, по отношению к другим нормативно-правовым актам. Дело в том, что, как свидетельствует практика, часто, закон, формально, будучи основным юридическим актом, на деле фактически «растворяется» в системе других подзаконных и ведомственных актов. Разумеется, неправильно полагать, что в условиях сложного, современного государство можно вовсе обойтись без различных подзаконных и ведомственных актов. Речь идет о том, что эти акты, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, не искажали сути и содержания самих законов. В противном случае, обратное положение вещей противоречит базовым принципам правового государства.

3. Кроме того, так как все граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. Для этого, помимо всего прочего, они должны быть ознакомлены с его содержанием. Это означает, что законы, в правовом государстве должны быть составлены так, чтобы любой, самый обычный и скромный гражданин, даже не имея соответствующего образования, имел возможность разобраться в статьях нормативно правого акта. Понять их содержание и сущность.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Стратегические установки административных реформ западных стран
    Стремление сделать работу государственного аппарата более эффективной неизменно приводит современные правительства на путь административных реформ. Административная реформа — это процесс ст ...

    Сущность и основные принципы правового государства
    Предметом исследования работы является феномен правового государства. В курсовой работе рассмотрены его понятие, сущность, функции, основные принципы, изложены способы и средства реализации ...

    Военно-политический основы военной доктрины Российской Федерации
    Доктрина (лат. doctrine) - учение, научная или философская теория, политическая система, руководящий теоретический или политический принцип. Военная доктрина - система официальных взгляд ...