Понятие и признаки правового государства
Материалы / Правовое государство / Понятие и признаки правового государства
Страница 3

Принцип взаимной ответственности государства и гражданина.

Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами. Это еще один базовый признак правового государства.

В первую очередь, взаимная ответственность государства и гражданина это способ ограничения власти. Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей деятельности по отношению к личности, в принятии государством конкретных обязательств направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Часть 2 статьи 15 Конституции РФ говорит «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Из этого следует, что личность и государство приравнивается в Российской Федерации друг к другу в аспекте соблюдения законов, а значит и в ответственности, которую они должны будут нести в случае их нарушения.

В не правовом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. Личность понимается там как «объект власти», а не как «субъект права».

В правовом государстве, напротив, акцент делается на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность приобретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных актов, в которых закрепляется процедура привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и устанавливаются санкции за это.

Можно выделить соответствующий набор примерных гарантий, который обеспечивает ответственность государства перед личностью.

Ответственность исполнительной власти перед властью представительной

Дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан

Реальная возможность процедуры импичмента

Обязанности личности перед государством по своей сути являются ее обязанностями в пользу общества, а не обязанностями перед государственным аппаратом (государством в узком смысле). Эти обязанности представляют собой определенной набор, который можно классифицировать по сферам общественного применения.

Личные обязанности – обязанность содержать несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей

Экономические обязанности – обязанность отдавать часть своего дохода в виде налога на общественные нужды государства

Социальные обязанности - почётная обязанность защищать Родину

Юридические обязанности – обязанность граждан соблюдать конституцию и законы государства

Культурные обязанности – обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия страны и нации.

Экологические обязанности – обязанность беречь природу; компенсировать ущерб, причиненный загрязнением или иным отрицательным воздействием на окружающую природную среду.

При невыполнении своих обязанностей, граждане несут правую ответственность со стороны государства, а так же, в некоторых случаях, моральную ответственность со стороны общества.

Учитывая выше приведенные, можно прийти к выводу, что в правовом государстве отношения между государством и личностью строятся не на принципе подчинения и патернализма, а на принципе взаимной ответственности и взаимной заинтересованности субъектов, что требует, в первую очередь определенный, высокий культурный и правовой уровень развития общества.

Разделение властей.

Еще одним базовым признаком правового государства является реализация принципа разделения властей.

Разделение властей – это принцип, или теория, исходящая из того, что для обеспечения безопасного для общества функционирования государства, в нем должны существовать относительно независимые друг от друга ветви власти. Это законодательная, исполнительная и судебная власти. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству. А судебная принадлежит суду.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Проблемы и основные методы социального обеспечения на примере муниципального образования
    Актуальность темы данной работы связана с тем, что ни в одной из областей экономической стратегии государства ломка социалистической системы не оказалась такой болезненной и чреватой потряс ...

    Действие норм права
    Всякое понимание права основывается на том, что признается способность права быть регулятором общественных отношений. Исходное ценностное начало права — способность оказывать воздействие на ...

    Особое производство
    С развитием международных отношений Украина всё больше стремиться подвести национальное законодательство под соответствие международным стандартам. Растёт уровень правосознания в Украине. Гр ...