Договор государственного займа

Договор государственного займа, заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Государственный (муниципальный) заем — это договор, заемщиком в котором выступает государство в целом (Российская Федерация), субъект Федерации или муниципальное образование, а займодавцем - гражданин или юридическое лицо.

Конституцией Российской Федерации (ч.4 ст. 75) установлено, что государственные займы, выпускаемые в порядке, определяемом федеральным законом, размещаются на добровольной основе. В соответствии с названной конституционной нормой статья 817 ГК Российской Федерации подчеркивает, что государственные займы являются добровольными (пункт 2), а Бюджетный кодекс Российской Федерации относит государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, к долговым обязательствам (государственному долгу) Российской Федерации, в том числе перед физическими лицами, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Так, при заключении подобного договора государство сознательно увеличивает свой внутренний долг.

Предельный объем последнего утверждается в соответствии с БК в виде законов о бюджете на очередной финансовый год. В объем государственного внутреннего долга РФ входят: основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, объем основного долга по кредитам, полученным РФ, объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней, объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Договор государственного займа является договором присоединения

(ст. 428 ГК), поскольку он заключается на утвержденных государством условиях эмиссии путем покупки займодавцем выпущенных государством облигаций или иных государственных ценных бумаг. Последние порождают у займодавца право на получение от заемщика денежного номинала облигации (другой бумаги) или иного имущественного эквивалента, а также на получение установленных условиями выпуска займа процентов либо иных имущественных прав.

В п. 4 ст. 817 ГК РФ указано, что изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

Объем заимствований публичных образований позволяет говорить о договоре государственного (муниципального) займа как о широко используемом органами государственной власти и органами местного самоуправления механизме привлечения частного капитала для формирования доходной части бюджета. Статьей 817 ГК РФ прямо предусмотрено, что договор государственного (муниципального) займа заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных (муниципальных) облигаций или иных государственных (муниципальных) ценных бумаг. Таким образом, единственным способом заключения договора государственного (муниципального) займа с физическим и юридическим лицом является приобретение заимодавцем выпущенных государственных (муниципальных) ценных бумаг. Несмотря на то, что Бюджетный кодекс РФ позволяет осуществлять государственные (муниципальные) заимствования посредством приобретения любых ценных бумаг, анализ действующего законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать однозначный вывод о том, что в настоящее время государственные (муниципальные), ценные бумаги могут выпускаться только в форме облигаций.

Нарушение требований законодательства РФ к порядку заключения договора государственного (муниципального) займа влечет его недействительность (ничтожность) с момента заключения в соответствии с общими правилами ст. ст. 167, 168 ГК РФ. Данную позицию подтверждает и судебная практика, так договоры займа, заключенные с государственными и муниципальными образованиями в простой письменной форме, признаются судами недействительными.

Например, Федеральным Арбитражным Судом Центрального округа от 22 мая 2006 г. вынесено постановление по делу N А14-8345-2005-324/17, в котором суд указал, что законодательство предусматривает заключение договора государственного займа путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств. Поскольку сторонами не предоставлены доказательства заимствования денежных средств путем выпуска соответствующих ценных бумаг, суд признал договор займа заключенный между администрацией и предпринимателем недействительным.

    Смотрите также

    Доступ к информации и информационная безопасность в Государственной информационной системе Российской Федерации "Выборы"
    Мы все уже давно привыкли, что неотъемлемой частью жизни любого современного общества являются периодические и общенародные выборы в органы государственной власти и органы местного самоупра ...

    Договор поставки
    Анализ существующей нормативной базы правового регулирования договора поставки как правового института рыночных отношений позволил квалифицировать поставку как вид договора, опосредующего пр ...

    Правовое государство
    Принцип правового государства закреплен Российской конституцией 1993 года. Со дня принятия данной конституции, 12 декабря 2013 года исполняется 20 лет. Несмотря на это, абсолютное большинст ...