Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России
Материалы / Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и в зарубежных странах / Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России
Страница 2

Следующий пример. По действующему российскому законодательству изъятие собственности (реквизиция) осуществляется в интересах государства и общества с соответствующей компенсацией стоимости. Размер компенсации может быть оспорен в судебном порядке (ст.

242 ГК РФ). Безвозмездное изъятие допускается только по решению суда в качестве санкции за правонарушение, например как наказание за преступление. В отдельных случаях изъятие допускается по административному решению, также с возможностью судебного обжалования такого решения (ст. 241 ГК РФ). Признавая принципиальную возможность национализации инвестиций, международное право сформировало минимальные условия легитимности такого изъятия. Собственность может изыматься: 1) исключительно в публичных целях; 2) с выплатой понесенных убытков и на равноправной основе в соответствии с принципами правового государства.

Актуальное состояние российского законодательства пока идет по пути формирования ограничительного списка сфер инвестиций с сильной разрешительной системой. Так, в ФЗ № 57-ФЗ предусмотрено 42 вида деятельности, закрытых или ограниченных для иностранных инвестиций. Среди них производство специальной и военной техники, авиа- и космостроение, атомная энергетика, естественные монополии, разработка недр федерального значения, контроль над монополистами-производителями металлов и сплавов военного назначения. Основной режим регулирования в соответствии с ФЗ № 57-ФЗ - разрешение сделок по инвестированию в регулируемые секторы экономики. Более того, осуществляется ограничение приема на работу в стратегические компании иностранных менеджеров. Общие ограничения на инвестиции распространяются на капиталовложения иностранных компаний и зависимых компаний, учрежденных по российскому праву.

Также отсутствие гарантий на предынвестиционной стадии является существенным препятствием для инвестирования в Россию. Так, например, крупный фармацевтический концерн Cilesio приостановил переговоры о покупке фармацевтической группы в России только на основании слухов о планах государства о включении фармацевтической промышленности в число стратегических отраслей, обеспечивающих безопасность государства.

Российская экономика сохраняет стратегический интерес на расширение участия в мировом экономическом процессе. Гарантирование иностранных инвестиций на своей территории является неотъемлемой частью этого процесса. Представляется, что расширение практики использования международных механизмов защиты инвестиций могло бы стать эффективным инструментом для уменьшения влияния неправовых методов давления на инвесторов со стороны государства.

Кроме того, сравнивая российское инвестиционное законодательство и соответствующее законодательство других стран, следует отметить, что конкретные положения внутригосударственных нормативно-правовых актов, посвященных регулированию иностранных инвестиций, касающиеся процедуры допуска иностранных инвесторов, являются первичными правовыми инструментами, находящимися в распоряжении уполномоченных органов государств, которые принимают решения о допуске, его исключении или соблюдении определенных ограничений для иностранных инвестиций (иностранных инвесторов). Вопрос о регулировании допуска иностранного инвестора осложняется тем, что суверенное государство обладает полномочиями исключать или ограничивать дееспособность иностранного инвестора при принятии решения о его допуске на свой рынок. Менее распространенный подход заключается в принципиальной недопустимости принятия любых внутригосударственных ограничений в отношении иностранных инвестиций. Такая позиция широко пропагандируется и поддерживается США как через официальную доктрину открытости страны для иностранных инвесторов и иностранных инвестиций, так и путем заключения международных договоров различного рода, предусматривающих либеральный подход к иностранным инвестициям.

ФЗ об иностранных инвестициях устанавливает национальный режим для иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 4). Требование национального режима для иностранного инвестора признано в подавляющем большинстве государств. В этом отношении российское законодательство об иностранных инвестициях отвечает международно-правовым и национально-правовым стандартам в данной области, не допуская произвольного ограничения прав и привилегий иностранных инвесторов и их дискриминации.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Парафирование и подписание международных договоров
    Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного управления. Порядок представительства государства при заключении договоров, ...

    Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
    Анализ отечественных правовых памятников свидетельствует о том, что уголовное законодательство об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями сформировалось далеко не сразу ...

    Признаки и функциональные особенности бандитизма
    Бандитизм в его различных формах - это чрезвычайно опасное преступление, известное в России с древнейших времен. Состав бандитизма предусматривался и первым после 1917 г. УК РСФСР 1922 г. (с ...