Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России
Материалы / Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и в зарубежных странах / Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России
Страница 1

Объем иностранных инвестиций в Россию в первой половине 2010 г. составил 20 млрд. долл., что на 20% меньше соответствующего периода предыдущего года. Сокращение наблюдалось по всем трем категориям иностранных инвестиций, учитываемых Росстатом (прямые, портфельные и прочие инвестиции).

Основные страны-инвесторы в I квартале 2010 г. - это Кипр, Нидерланды, Великобритания, Германия, Швейцария, США, Франция, Ирландия. На их долю приходилось 71,2% от общего объема накопленных иностранных инвестиций. Больше всего зарубежных средств в первой половине 2010 г. получили российские обрабатывающие производства - 16,914 млрд. долл. Меньше всего - 10 млн. долл. - было инвестировано в сферу здравоохранения и социальных услуг. В добычу полезных ископаемых инвестировано 6,4 млрд. долл., в производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 1,7 млрд. долл., в торговлю - 12,9 млрд. долл. В географической направленности прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ) также наблюдается доминирование отдельных регионов: на 6 регионов (наиболее развитых в экономическом отношении) приходится до 73% накопленных прямых инвестиций.

Сокращение объема инвестиций, помимо того, что является следствием мирового финансового кризиса, свидетельствует и об отсутствии эффективной политики привлечения и использования ПИИ. Свидетельствует об этом и геоотраслевое распределение ПИИ.

В целом, взаимоотношения нашей страны с иностранными инвесторами развиваются весьма непросто, что можно проиллюстрировать рядом примеров. Первый – это незначительный период существования возглавляемого вице-премьером Российского агентства по международному сотрудничеству и развитию, ответственного за взаимоотношения с иностранными инвесторами (расформировано за отсутствием инвестиций). Второй – это плачевное состояние российской статистики иностранных инвестиций, отсутствует законодательно закрепленный порядок учета об объеме инвестиций, их использовании и эффективности для национального хозяйства. Минэкономики дает одни цифры, Центробанк – другие, Минфин – третьи. Третий – российская власть, представленная чиновниками, слабо и неумело устанавливает и поддерживает деловые отношения с иностранными инвесторами в силу слишком сильной вертикали власти – её централизации. Нижестоящий чиновник боится принять самостоятельное решение, ему необходима команда сверху.

Перечень причин, сдерживающих приток иностранных инвестиций в страну длинный. Он содержит совокупность политических, социальных, экономических, правовых проблем, отражающихся на результатах деятельности иностранных инвесторов. Здесь и слабость государственной инвестиционной политики, неспособной выделить и простимулировать приоритетные направления приложения иностранного капитала, что, в частности, выражается в неспособности органов власти устанавливать и поддерживать должные деловые взаимовыгодные отношения с действующими и потенциальными иностранными инвесторами, в отсутствии согласованных действий между всеми уровнями государственной власти. Особое место занимает непредсказуемость рисков. Широта предоставляемых российским законодательством правовых гарантий, возможно, не полностью устраивает всех иностранных инвесторов.

Например, с 1 июля 2009 г. в силу вступили поправки к Федеральному закону от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об обществах с ограниченной ответственностью». Их главная цель – воспрепятствовать широко распространенной практике регистрации предприятий за границей и, главным образом, на Кипре, в Люксембурге или Швейцарии, которые предлагают льготные налоговые и нормальные, стабильные правовые режимы. Новая редакция названного Закона затрагивает большинство действующих в России иностранных фирм, включая примерно 6000 немецких фирм и прежде всего те, которые работают как совместные предприятия. Поправки в основном рациональны, но имеются узкие места. В них не учитывается, что регистрация компании в офшорах – это не только налоговые преференции, но и стабильное правовое поле. Поправки требуют проведения реструктуризации, что влечет за собой некоторую юридическую неопределенность. Ее ликвидация – вопрос времени, но процесс реструктуризации, по мнению сотрудника фирмы CMS в России г. Томаса Хайдеманна, будет затянут, а это нежелательные дополнительные издержки и упущенные возможности. Оформление реструктуризации через российские суды потребует дополнительного материально-финансового напряжения. Проведение реструктуризации в соответствии с принятыми поправками усугубляется мировым финансово-экономическим кризисом: ухудшение финансового положения российских партнеров, сокращение объемов заказов, неплатежи, плавная девальвация рубля.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Правовое регулирование территориальных вопросов
    Для существования человека необходимы определенные условия и материальные блага. Именно территория, как часть природы и земного шара, является источником ресурсов и условием существования ч ...

    Обязанности и права родителей по воспитанию детей, в том числе приемных
    Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч.2 ст.38 Конституции Российской Федерации). Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о дет ...

    Трудовые пенсии
    В декабре 2001 года были приняты важней­шие законодательные акты, способствующие обеспе­чению устойчивости, всемер­ному укреплению и дальней­шему развитию трудовых от­ношений. С 1 января ...