Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России
Материалы / Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и в зарубежных странах / Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России
Страница 1

Объем иностранных инвестиций в Россию в первой половине 2010 г. составил 20 млрд. долл., что на 20% меньше соответствующего периода предыдущего года. Сокращение наблюдалось по всем трем категориям иностранных инвестиций, учитываемых Росстатом (прямые, портфельные и прочие инвестиции).

Основные страны-инвесторы в I квартале 2010 г. - это Кипр, Нидерланды, Великобритания, Германия, Швейцария, США, Франция, Ирландия. На их долю приходилось 71,2% от общего объема накопленных иностранных инвестиций. Больше всего зарубежных средств в первой половине 2010 г. получили российские обрабатывающие производства - 16,914 млрд. долл. Меньше всего - 10 млн. долл. - было инвестировано в сферу здравоохранения и социальных услуг. В добычу полезных ископаемых инвестировано 6,4 млрд. долл., в производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 1,7 млрд. долл., в торговлю - 12,9 млрд. долл. В географической направленности прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ) также наблюдается доминирование отдельных регионов: на 6 регионов (наиболее развитых в экономическом отношении) приходится до 73% накопленных прямых инвестиций.

Сокращение объема инвестиций, помимо того, что является следствием мирового финансового кризиса, свидетельствует и об отсутствии эффективной политики привлечения и использования ПИИ. Свидетельствует об этом и геоотраслевое распределение ПИИ.

В целом, взаимоотношения нашей страны с иностранными инвесторами развиваются весьма непросто, что можно проиллюстрировать рядом примеров. Первый – это незначительный период существования возглавляемого вице-премьером Российского агентства по международному сотрудничеству и развитию, ответственного за взаимоотношения с иностранными инвесторами (расформировано за отсутствием инвестиций). Второй – это плачевное состояние российской статистики иностранных инвестиций, отсутствует законодательно закрепленный порядок учета об объеме инвестиций, их использовании и эффективности для национального хозяйства. Минэкономики дает одни цифры, Центробанк – другие, Минфин – третьи. Третий – российская власть, представленная чиновниками, слабо и неумело устанавливает и поддерживает деловые отношения с иностранными инвесторами в силу слишком сильной вертикали власти – её централизации. Нижестоящий чиновник боится принять самостоятельное решение, ему необходима команда сверху.

Перечень причин, сдерживающих приток иностранных инвестиций в страну длинный. Он содержит совокупность политических, социальных, экономических, правовых проблем, отражающихся на результатах деятельности иностранных инвесторов. Здесь и слабость государственной инвестиционной политики, неспособной выделить и простимулировать приоритетные направления приложения иностранного капитала, что, в частности, выражается в неспособности органов власти устанавливать и поддерживать должные деловые взаимовыгодные отношения с действующими и потенциальными иностранными инвесторами, в отсутствии согласованных действий между всеми уровнями государственной власти. Особое место занимает непредсказуемость рисков. Широта предоставляемых российским законодательством правовых гарантий, возможно, не полностью устраивает всех иностранных инвесторов.

Например, с 1 июля 2009 г. в силу вступили поправки к Федеральному закону от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об обществах с ограниченной ответственностью». Их главная цель – воспрепятствовать широко распространенной практике регистрации предприятий за границей и, главным образом, на Кипре, в Люксембурге или Швейцарии, которые предлагают льготные налоговые и нормальные, стабильные правовые режимы. Новая редакция названного Закона затрагивает большинство действующих в России иностранных фирм, включая примерно 6000 немецких фирм и прежде всего те, которые работают как совместные предприятия. Поправки в основном рациональны, но имеются узкие места. В них не учитывается, что регистрация компании в офшорах – это не только налоговые преференции, но и стабильное правовое поле. Поправки требуют проведения реструктуризации, что влечет за собой некоторую юридическую неопределенность. Ее ликвидация – вопрос времени, но процесс реструктуризации, по мнению сотрудника фирмы CMS в России г. Томаса Хайдеманна, будет затянут, а это нежелательные дополнительные издержки и упущенные возможности. Оформление реструктуризации через российские суды потребует дополнительного материально-финансового напряжения. Проведение реструктуризации в соответствии с принятыми поправками усугубляется мировым финансово-экономическим кризисом: ухудшение финансового положения российских партнеров, сокращение объемов заказов, неплатежи, плавная девальвация рубля.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Правовое государство
    Принцип правового государства закреплен Российской конституцией 1993 года. Со дня принятия данной конституции, 12 декабря 2013 года исполняется 20 лет. Несмотря на это, абсолютное большинст ...

    Полномочия контролирующих органов при осуществлении проверки государственного (муниципального) заказчика
    В период с 1997 по конец 2005 гг. одним из наиболее существенных факторов, тормозивших полноценное развитие системы конкурсного размещения государственных заказов, была малопонятная и малоэф ...

    Защита прав налогоплательщиков
    Налоговые споры в последние годы практически у каждого налогоплательщика стали приобретать систематический характер. Безусловно, многие предприниматели принимают адекватные превентивные меры ...