Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России
Материалы / Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и в зарубежных странах / Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России
Страница 3

С особым вниманием следует относиться и к деятельности в современных условиях в России транснациональных корпораций (ТНК). Аккумулируя значительные финансовые ресурсы, эти экономические империи приобретают и соответствующую политическую мощь, уходя из-под контроля и задавая ориентиры всей международной экономической политике.

ТНК являются крупными инвесторами как в научно-технический прогресс, так и в экономики развивающихся стран. Вместе с тем деятельность ТНК ознаменована и тревожащими последствиями: внедряясь на национальные рынки, они разрушают сложившееся соотношение сил и теснят местных производителей. Используя свою принадлежность, определяемую по «гражданству» головной компании, не совпадающему с «гражданством» государства базирования предприятий, непосредственно выпускающих продукцию, ТНК фактически уходят от национальной ответственности перед государством, где размещают свое производство, ссылаясь на иностранное «гражданство».

В связи с тем что проблема международного регулирования деятельности ТНК закончилась неудачей (в 70-х гг. прошлого столетия государствам под эгидой специализированных учреждений ООН так и не удалось принять Кодекс поведения ТНК), сегодня регулирующая роль права для этих мощных факторов экономических отношений должна быть акцентирована на национальном законодательстве. Однако в Российской Федерации в этой части имеется обширный законодательный «пробел», в том числе сказывающийся и на развитии отечественного инновационного потенциала. Необходимо поставить твердый законодательный «заслон», препятствующий деятельности недобросовестных ТНК, подрывающих российскую экономику путем монополий, демпинга, ухода от налогообложения и иными действиями, которые «камуфлируются» под прикрытием отсутствия унифицированного международно-правового регулирования ТНК как нетрадиционных субъектов международного права.

Итак, было бы неверно утверждать, что государственное вмешательство в бизнес имеет в России особую природу или способы выражения, нежели в других странах. По сути, государство в любой стране мира контролирует инвестиционные отношения и вмешивается в них. Однако есть относительно устойчивые критерии допустимого вмешательства. Вмешательство должно быть кратковременным с целью поддержки приоритетных направлений развития и не допускать дискриминации по отношению к различным по происхождению инвесторам. Главную роль в государственном регулировании должна играть сфера инвестирования, а не источник инвестиций.

Для привлечения иностранных инвестиций требуется создание благоприятного инвестиционно-делового климата и эффективного законодательно-административного обеспечения их защиты в принимающей стране с целью реализации социально-экономических программ. В соответствии с принципом территориального суверенитета каждое государство вправе самостоятельно определять режим и регулирование иностранных инвестиций. Положения инвестиционного законодательства, помимо достижения их основной цели – правового регулирования иностранных инвестиций, выполняют вспомогательную функцию – уточняют положения заключенных такой страной международных соглашений об инвестициях.

Проблема привлечения иностранных инвестиций стоит в развитых в промышленном отношении странах не столь остро, как в развивающихся или в странах с переходной экономикой. Страны с развитой рыночной экономикой обычно не имеют специального национального законодательства по регулированию иностранных инвестиций. Они имеют достаточные внутренние источники инвестирования и в то же время активно импортируют иностранный капитал. Регулирование же иностранных инвестиций осуществления посредством законодательных актов общего характера, относящихся ко всем субъектам хозяйствования, а также через специальные международные двусторонние договора. С целью ускоренного развития отдельных отраслей и регионов эти страны активно используют свободные экономические зоны различных типов. Инвесторов в этих странах привлекают высокая политическая и коммерческая безопасность, развитая инфраструктуру, квалифицированные кадры, но им приходится сталкиваться с проблемой жесткой конкуренции, высокими требованиями к экологии и другими проблемами.

Что касается развивающихся стран и стран с переходной экономикой, то из-за острой нехватки внутренних источников инвестирования и большой потребностью в финансовых и прочих ресурсах, им приходится решать гораздо более сложные задачи. С одной стороны они стремятся привлечь как можно больше иностранных инвестиций (что само по себе требует решения целого комплекса непростых проблем), с другой - снизить до минимума негативное воздействие этих инвестиций, сохранив привлекательность страны для инвестирования. Каждая страна по-своему решает эти проблемы.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Народ в правовом государстве
    Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления– такое понятие содержит Конституция РФ. В последнее время очень много говорится о правовом государстве ...

    Доступ к информации и информационная безопасность в Государственной информационной системе Российской Федерации "Выборы"
    Мы все уже давно привыкли, что неотъемлемой частью жизни любого современного общества являются периодические и общенародные выборы в органы государственной власти и органы местного самоупра ...

    Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
    Тема государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, безусловно, очень актуальна в настоящее время. Наша страна встала на путь рыночной экономики, поэтому очеви ...