Основы построения системы права и системы законодательства
Материалы / Система права и законодательства / Основы построения системы права и системы законодательства
Страница 1

Общепризнанным в юридической науке есть суждение, что в основании построения системы права находятся предмет и способ правового регулирования. Предмет правового регулирования указывает, на какую группу социальных отношений направлено влияние нормы права.

Социальные отношения - это та объективная основа, которая вызывает к жизни право и вносит в него классифицирующие знаки.

Вся ветвь права связывает правовые нормы, регулирующие высококачественно однородный вид социальных отношений. По своему содержанию социальные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, экологическими, трудовыми и др. Следственно, под предметом правового регулирования воспринимается обособленная группа социальных отношений, регулируемая конкретной ветвью. Исходя из данных теоретических предпосылок, позволено установить, что предметом экологического права является обособленная группа социальных отношений по разумному применению природных источников и охране окружающей среды; предметом аграрного права являются социальные отношения по организации и деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей; предмет земельного права - социальные отношения по разумному применению и охране земель; предмет предпринимательского права - социальные отношения по организации продуктивной деятельности, производства товаров (служб).

Если предмет правового регулирования определяет то, что регулируется нормами права, какие социальные отношения, то способ правового регулирования выражает, как регулируются данные отношения, какими приёмами и средствами. Нормы права регулируют различные по своему содержанию социальные отношения разными способами и методами. Способ правового регулирования представляет собой общность юридических средств и приёмов, с поддержкой которых исполняется правовое влияние на определённый вид социальных отношений. Вся ветвь права имеет свой специальный способ правового влияния на социальные отношения. Так, способ могущественных указаний свойственен, как правило, для административного права; способ равенства сторон и свободного волеизъявления - для гражданского и гражданско-процессуального права; способ объективного вознаграждения и наказания - для трудового права; способ запрета - для уголовного права; способ позволения - для предпринимательского (хозяйственного) права и т.д. Впрочем особенности того либо другого предмета правового регулирования нуждаются в сочетании нескольких способов правового регулирования. К подобным областям относятся экологическое, аграрное и земельное право. В экологическом праве, с одной стороны, используется способ могущественных указаний, от того что это нужно для снабжения экологических указаний, требований охраны окружающей среды, с иной - применяется способ равенства сторон и свободного волеизъявления, когда речь идёт о разумном применении природных источников, экономических способов регулирования качества окружающей среды. Это относится к земельному праву, которое также комбинирует в себе способы административного и гражданского права. В аграрном праве способ правового регулирования может использоваться в зависимости от того либо другого вида аграрных отношений, входящего в предмет аграрного права, и с учётом обстоятельной стороны данных отношений. Безусловно, система способов правового регулирования находится в непрерывном движении, с тем, дабы определять особенно результативное влияние на тот либо другой круг социальных отношений.

Структура законодательства может создаваться по-другому:

а) в её основание может быть положен такой критерий, как юридическая сила нормативных правовых актов. Тогда законодательные акты классифицируются в обусловленном порядке, занимают определенное им по юридической силе место. Высшей юридической силой владеет Конституция Российской Федерации, дальше идут федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д. При этом из данной систематизации выделяют ещё законы и подзаконные нормативные акты. Заявляется суждение, что главные вопросы регулирования экологических, аграрных, земельных отношений, предпринимательской деятельности обязаны исполняться законами, принимаемыми Федеральным Собранием РФ. Совместно с тем отклонение последнего от принятия вызванных самой жизнью законов приводит к регулированию данных отношений нормативными правовыми актами иного уровня, как это отслеживается с образованием земельного права;

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Уголовное право
    Уголовный закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый высшими органами государственной власти и состоящий из взаимосвязанных норм, определяющих основания и принципы уголовной ответстве ...

    Договор о перевозке
    Отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспри ...

    Правовое регулирование права интеллектуальной собственности на международном уровне
    В современных условиях международной экономики в мире все более важным элементом становятся такие важные объекты собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживани ...