Трасология как отрасль криминалистической техники
Материалы / Криминалистическое учение о следах / Трасология как отрасль криминалистической техники
Страница 3

Имея в виду существенное отличие описанных двух видов идентификации целого по частям, было бы целесообразно различать их и по наименованиям. Сохраняя предложенное нами ранее наименование (идентификация целого по частям) как общее, следует различать два ее вида, например, под наименованиями: идентификация целого по смежным частям и идентификация целого по разрозненным частям.

Если первый вид идентификации всегда полностью относится к компетенции трасолога, то второй не всегда, и это зависит от того, возможно ли для решения вопроса оперировать признаками внешнего строения и в каком объеме.

Неидентификационные трасологические исследования. Глубокое тщательное изучение следов, отображающих внешнее строение, и повседневное исследование определенных объектов, оставляющих следы, а также являющихся их носителями, дают возможность трасологии решать кроме идентификационных и другие задачи, связанные с образованием таких следов и относящиеся к указанным объектам. В отличие от идентификационных исследований решение этих задач получило в практике название не идентификационных трасологических исследований. Если вопросы идентификации являются в трасологии первичными, то не идентификационные относятся к области вторичных как по значению тех и других, так и по их взаимозависимости.

Не идентификационными называются такие не имеющие целью трасологическую идентификацию исследования, которые направлены на выяснение технических явлений и обстоятельств, связанных со свойством внешнего строения объектов, а также с процессами образования следов внешнего строения, и могут быть в основном проведены теми же средствами и приемами, которые используются в процессе трасологической идентификации в той или иной ее стадии. Так, по следам колес идентифицируется автомобиль. Но данные, получаемые при изучении следов с этой целью, дают возможность сделать выводы и о таких обстоятельствах, как направление движения автомобиля, наличие признаков «юза», длина тормозного пути и т. п., что уже относится к области не идентификационных исследований. Такие исследования (наряду с идентификационными) возможны: по следам обуви - шел ли человек медленно, быстро или бежал, в каких местах останавливался; по следам рук - как был взят предмет (какой хваткой, с какой стороны и т. п.), не скользила ли рука, было ли прикосновение легким или произошло при значительном усилии; по следам орудий взлома - каково было положение орудия, с какой стороны преграды производилось воздействие этим орудием; по следам на замке - отпирался ли он отмычкой, подобранным ключом и т. п.

Изучение определенных, наиболее частых в практике трасологической идентификации объектов дает возможность решать и другие неидентификационные задачи - по признакам состояния этих объектов. Так, эксперт-трасолог решает вопросы: исправен ли замок, какими средствами и приемами можно его открыть; является ли данное состояние преграды результатом ее вскрытия тем или другим способом; какие признаки могли остаться на преступнике, его одежде, теле в связи с применением, использованием данного предмета как орудия, средства преступления и т. п.

Вопросы состояния могут относиться не только к объектам, на которых образуются следы, но и к объектам, оставляющим эти следы. Так, задачей трасологической экспертизы может быть установление: является ли данный дефект орудия результатом применения его при взломе (погнутость, поломка и т. п.), должны ли вообще остаться какие-то признаки на орудии, если им воздействовали на данную преграду, не являются ли наблюдаемые в следе и частично не совпадающие с обувью признаки результатом последующего ремонта ее подошвы и т. п.

Как это видно из приведенных примеров, вопросы, которые относятся к неидентификационным, если они и не ставятся перед экспертом, он вынужден предварительно решать и при идентификационных исследованиях, так как без этого невозможно избрать правильную методику и технику сравнения объекта со следом. Например, прежде чем идентифицировать обувь, надо изучить механизм образования следа обуви, а это означает: узнать и то, оставлен ли этот след при ходьбе или беге; прежде чем отыскивать в замке следы отмычки, дающие возможность ее идентификации, надо хорошо изучить состояние замка, а эти предварительные изучения дают возможность решать и другие, не идентификационные, задачи, примерно перечисленные выше.

В процессе следствия и судебного разбирательства может возникать множество не идентификационных вопросов, касающихся следов преступления. Но к компетенции трасологии относятся лишь те из них, которые прямо или опосредствованно могут быть решены методами и средствами трасологической идентификации. Неправильное представление о компетенции трасологической экспертизы как со стороны экспертов, так и судебно-следственных работников может повлечь за собой вредные последствия.

Особую опасность представляют случаи, когда вопросы,, интересующие следователей, судей, будучи в действительности разнородными, связаны единым процессом следообразования или же (что чаще) одним и тем же непосредственно следообразующим объектом, а это приводит к мысли о возможности их решения одним специалистом - трасологом. Примерами ошибок первого вида могут служить такие вопросы, предлагаемые для одновременного решения трасологу, как: оставлен ли след удара при взломе двери данным ломом и мог ли субъект А, будучи левшой, нанести этот удар; оставлены ли следы колесами данного автомобиля и является ли своеобразное расположение следов результатом неисправности механизма управления; оставлены ли следы ног данным человеком и каким заболеванием или состоянием организма объясняется укороченный шаг одной ноги и т. п. В совокупностях приведенного вида первые вопросы с несомненностью относятся к области трасологии, тогда как вторые требуют для своего решения иных специальных познаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Губернатор Петербурга подписал закон о платной эвакуации автомобилей, которая ранее была отменена из-за злоупотреблений
    Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подписал закон об оплате расходов за доставку неправильно припакованных машин на спецстоянку, передает ИА REGNUM. Данный документ вступит в силу уже с ...

    Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
    Земли сельскохозяйственного назначения имеют особое значение как средство производства сельскохозяйственной продукции и являются второй по площади категорией земель единого земельного фонда ...

    Правовое государство
    Принцип правового государства закреплен Российской конституцией 1993 года. Со дня принятия данной конституции, 12 декабря 2013 года исполняется 20 лет. Несмотря на это, абсолютное большинст ...