Реформы Шан Яна
Страница 2

Свиток второй

Рассуждение о народе

Сплоченность (людей) и взаимная поддержка (проистекает оттого, что ими) управляют как добродетельными; разобщенность людей и взаимная слежка (проистекают оттого, что ими) управляют словно порочными.

Там, где (к людям относятся) как к добродетельным, проступки скрываются; там же, где (к людям относятся) как к порочным, преступления жестоко караются. Когда проступки скрываются народ победил закон; когда же преступления строго наказываются - закон победил народ. Когда народ побеждает закон, в стране воцаряется беспорядок; когда закон побеждает народ, армия усиливается. Поэтому-то и сказано: "Если управлять людьми, как добродетельными, то неизбежна смута, и страна погибнет; если управлять людьми, как порочными, то всегда утверждается (образцовый) порядок, и страна достигает могущества".

Наказания порождают силу, сила порождает могущество, могущество порождает величие, вселяющее трепет, а величие, вселяющее трепет, порождает добродетель. Итак, добродетель ведет свое происхождение от наказания.

Свиток третий

Рассуждения о едином

Когда создается государство, надлежит систему правления привести в соответствие с (нуждами) времени; когда вводятся законы управления, надлежит поступать осторожно; когда стремятся направить все усилия на Единое, надлежит действовать осмотрительно; когда занимаются основным делом, надлежит сосредоточить его в одних руках. Когда система правления соответствует (нуждам) времени, обычаи государства могут быть изменены, и народ будет следовать установленному порядку. Если законы управления ясны, чиновники не будут нарушать (их). Если все усилия государства направлены на Единое, то и людей (легче) использовать.

Введение законов

Я слышал, что когда мудрые правители древности вводили законы, люди не совершали нарушений; когда выдвигали за дела, способности людей развивались; когда вводили поощрения, армия была грозна. Эти три (принципа) являются основой хорошего управления.

Введение основных правил

Закон должен стать обычаем; (когда он станет обычаем), (государство) будет иметь в избытке все, в чем нуждается.

Свиток четвертый

Награды и наказания

То, что называют "установить единые (правила) наказаний", означает: ранги знатности не спасают от наказаний.

Об основах политики

Справедливым называют (такое положение), когда сановники преданны, когда сыновья почтительны с родителями, когда младшие соблюдают ли в отношении старших, когда установлено различие между мужчинами и женщинами; (но все это достигается) не путем справедливости, а путем неизменных законов.

Свиток пятый

правитель и сановники

Метод, при помощи которого умный правитель управляет Поднебесной, заключается в следующем: надлежит во всех делах следовать закону, а награждать согласно личным заслугам.

Через некоторое время правительство, оставшееся в руках аристократии, взвалило на крестьян прежнее бремя с помощью подушного, поземельного и ряда других налогов - прямых и косвенных.

Спустя два века новые народные выступления явились причиной реформаторской деятельности императора Ван Мана (I в. н. э.).

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Комплексная характеристика института отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях
    Актуальность мой темы заключается в том что, в структуре общества молодежь рассматривается как одна из самых многочисленных возрастных групп населения, занимающая заметное место в политичес ...

    Тoлкoвaние нoрм прaвa
    Эффективнoсть прaвoвoй пoлитики гoсудaрствa невoзмoжнo oбеспечить тoлькo путем устaнoвления нa нoрмaтивнoм урoвне неoбхoдимых юридических средств и мехaнизмoв. Свoих целей прoцесс прaвoвoгo ...

    Организационные аспекты деятельности судов
    На людях, призванных служить делу суда и управления, лежит нравственная обязанность пред родиной и пред русским народом охранить этот суд от порчи и способствовать его укоренению в русской ж ...