Свобода конкуренции в РФ как экономическая основа
конституционного строяМатериалы / Экономическая основа конституционного строя / Свобода конкуренции в РФ как экономическая основа
конституционного строяСтраница 7
Потребители, а также покупатели (заказчики), являющиеся хозяйствующими субъектами, выступают в качестве третьей стороны в конкурентной борьбе на рынке. Ведь цель состязания между конкурентами может быть достигнута лишь в том случае, если результаты их хозяйственной деятельности (товары, работы, услуги) будут одобрены и приобретены другими лицами, то есть потребителями и покупателями (заказчиками).
Конкуренцию необходимо отличать от иных форм экономического соперничества, существующих на отечественных рынках. Так, не следует относить к конкуренции соперничество между потребителями (покупателями) либо между продавцами и потребителями (покупателями) за предложение продавца (поставщика), в том числе на торгах, аукционах и т.д. Последнее имеет место в ситуации недостаточности товара на рынке (дефицита), вызванной различными факторами: неразвитостью рынка, правонарушениями в сфере конкуренции (монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией), объективными обстоятельствами (единичные экземпляры товаров) и т.д. Подобное соперничество не соответствует экономической сущности и предназначению конкуренции - как состязательности субъектов предпринимательства за потребительский (покупательский) спрос. Данное обстоятельство обусловливает ценность права на конкуренцию и необходимость его государственной поддержки.
Таким образом, конкурентные действия могут осуществляться хозяйствующими субъектами, являющимися потенциальными или реальными поставщиками (производителями), изготовителями, исполнителями и продавцами товаров, работ, услуг (и только между собой) в качестве одной из сторон соответствующих договоров с потребителями (покупателями, заказчиками).
Сферы предпринимательской деятельности, в которых хозяйствующие субъекты могут осуществлять конкурентные действия, определяются достаточно широко и сводятся в основном к товарным и финансовым рынкам (включая рынок ценных бумаг).
Товарным рынком признают сферу обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (абз.4 ст.4 Закона о конкуренции). Соответственно под товаром понимается продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена (абз.2 ст.4 Закона о конкуренции).
Для оценки конкурентной среды на товарном рынке устанавливаются его различные параметры (продуктовые и географические границы, объем товарных ресурсов, состав продавцов и покупателей рынка, барьеры входа на рынок и т.д.) (п.1.4 Порядка проведения анализа).
В действующем российском законодательстве отсутствуют определения понятий "финансовый рынок" и "рынок ценных бумаг". Эти понятия собирательные и охватывают в основном сферу обращения (купли-продажи, мены и т.д.) особых объектов гражданского оборота - денег и ценных бумаг.
Ограничение и запреты на осуществление конкурентных действий установлены в сферах предпринимательской деятельности, именуемых сферами естественной и государственной монополий.
Смотрите также
Система права и законодательства
Данная работа посвящена
системе права и системе законодательства. Актуальность темы работы состоит в
том, что в нынешней научной литературе по теории государства и права в очень
немногих ра ...
Правоспособность и дееспособность
С 1 февраля 2003 года введен
в действие новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. С
этого же дня прекратил действие ГПК РСФСР 1964 года, действовавший без малого
40 лет. ...
Уголовная ответственность за преступления в сфере компьютерной информации
Изменения, происходящие в
экономической жизни Казахстана – создание финансово-кредитной системы;
предприятий различных форм собственности – оказывают существенное влияние на
вопросы защиты ...
