Конституционные основы судебной системы и статуса судьи
Материалы / Конституция Российской Федерации о судебной власти / Конституционные основы судебной системы и статуса судьи
Страница 2

Обеспечению стабильности судебной системы и права на законный суд служит также вытекающий из Конституции и закрепленный в Законе о судебной системе РФ порядок создания и упразднения судов (ст. 17). Суды, перечисленные в Конституции, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее.

Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Таким образом, суд, относящийся к любому из перечисленных в Законе о судебной системе РФ ее звеньев и видов судов на конкретной территории - в районе, субъекте РФ, в судебных округах, в случае изменения административно-территориального или административно-государственного деления (например, при объединении или разделении субъектов РФ, образовании новых судебных округов и т.д.) может быть создан, реорганизован или упразднен только путем принятия федерального закона о таком конкретном суде.

Федеральная судебная система в соответствии с Конституцией включает в настоящее время суды трех видов юрисдикции: КС РФ, который осуществляет конституционное судопроизводство; возглавляемые ВС РФ суды общей юрисдикции, осуществляющие гражданское, административное и уголовное судопроизводство; арбитражные суды во главе с ВАС РФ, которые осуществляют гражданское и административное судопроизводство по делам, вытекающим из экономических споров.

Понятие «судебная система» применительно к организации судов обусловлено, однако, не только тем, что суды подразделяются по названным видам юрисдикции. Внутри одной юрисдикции суды также образуют упорядоченную систему. Это связано с потребностью распределения дел между судами на разных территориях (по горизонтали - на основе территориальной подсудности дел) и с наличием судов разного уровня (по вертикали) для распределения дел по степени их сложности (на основе предметной подсудности).

Распределение дел по территориальному принципу решает задачу обеспечения каждому возможности обратиться к суду за защитой (ст. 46 Конституции) там, где возник правовой конфликт. Без этого доступ к правосудию был бы нереален.

Иерархическая организация судов по вертикали служит организации проверки в вышестоящих судах решений нижестоящих судов и определяет движение дел по судебным инстанциям. Такая необходимость также обусловлена конституционными нормами о праве каждого на обжалование в суд любых действий и решений государственных органов (ст. 46 Конституции), что в полной мере распространяется на решения судов. Обязанность государства обеспечить каждому право на пересмотр в вышестоящем суде вынесенного по уголовному делу обвинительного приговора специально оговорена в ч. 3 ст. 50 Конституции. Таким образом, нормы гл. 2 Конституции предопределяют иерархическое построение судебной системы. Это находит отражение в ст. ст. 126 и 127 Конституции, посвященных двум отделенным друг от друга, иерархически построенным подсистемам федеральных судов, - судам общей юрисдикции и арбитражным судам.

Действующее конституционное регулирование не предусматривает существования наряду с федеральной судебной системой региональных судов, создаваемых самими субъектами РФ на основе их законов. Самостоятельность последних в установлении системы собственных представительных и исполнительных органов власти не распространяется на сферу судоустройства (п. «о» ст. 71). Конституция не предусматривает ни разграничения между Федерацией и ее субъектами полномочий в этой сфере, ни какого-либо их делегирования с федерального на региональный уровень на основе федеральных законов либо договоров (см. п. 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 12 марта 1998 г. N 32-О). Закрепляя существование единой федеральной судебной системы, действующей на основе единого федерального процессуального законодательства и обеспечивающей защиту прав и свобод граждан по единому федеральному стандарту, Конституция не допускает в субъектах РФ замену федеральных судов судами, не входящими в федеральную судебную систему, но имеющими такую же компетенцию и осуществляющими правосудие именем Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Налоговый кодекс РФ. Общая характеристика и направления совершенствования
    Налоговая реформа является очень важной сферой российских экономических преобразований. Причина этого кроется в том, что государственное управление в области налогов - прямой способ воздейс ...

    Особое производство
    С развитием международных отношений Украина всё больше стремиться подвести национальное законодательство под соответствие международным стандартам. Растёт уровень правосознания в Украине. Гр ...

    Стадии гражданского процесса
    Предметом исследования являются правила осуществления стадий гражданского процесса. Цель работы состоит в выявлении стадий гражданского процесса. Основные задачи – определение понятия гражд ...