Конституционные основы судебной системы и статуса судьиМатериалы / Конституция Российской Федерации о судебной власти / Конституционные основы судебной системы и статуса судьиСтраница 2
Обеспечению стабильности судебной системы и права на законный суд служит также вытекающий из Конституции и закрепленный в Законе о судебной системе РФ порядок создания и упразднения судов (ст. 17). Суды, перечисленные в Конституции, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее.
Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Таким образом, суд, относящийся к любому из перечисленных в Законе о судебной системе РФ ее звеньев и видов судов на конкретной территории - в районе, субъекте РФ, в судебных округах, в случае изменения административно-территориального или административно-государственного деления (например, при объединении или разделении субъектов РФ, образовании новых судебных округов и т.д.) может быть создан, реорганизован или упразднен только путем принятия федерального закона о таком конкретном суде.Федеральная судебная система в соответствии с Конституцией включает в настоящее время суды трех видов юрисдикции: КС РФ, который осуществляет конституционное судопроизводство; возглавляемые ВС РФ суды общей юрисдикции, осуществляющие гражданское, административное и уголовное судопроизводство; арбитражные суды во главе с ВАС РФ, которые осуществляют гражданское и административное судопроизводство по делам, вытекающим из экономических споров.
Понятие «судебная система» применительно к организации судов обусловлено, однако, не только тем, что суды подразделяются по названным видам юрисдикции. Внутри одной юрисдикции суды также образуют упорядоченную систему. Это связано с потребностью распределения дел между судами на разных территориях (по горизонтали - на основе территориальной подсудности дел) и с наличием судов разного уровня (по вертикали) для распределения дел по степени их сложности (на основе предметной подсудности).
Распределение дел по территориальному принципу решает задачу обеспечения каждому возможности обратиться к суду за защитой (ст. 46 Конституции) там, где возник правовой конфликт. Без этого доступ к правосудию был бы нереален.
Иерархическая организация судов по вертикали служит организации проверки в вышестоящих судах решений нижестоящих судов и определяет движение дел по судебным инстанциям. Такая необходимость также обусловлена конституционными нормами о праве каждого на обжалование в суд любых действий и решений государственных органов (ст. 46 Конституции), что в полной мере распространяется на решения судов. Обязанность государства обеспечить каждому право на пересмотр в вышестоящем суде вынесенного по уголовному делу обвинительного приговора специально оговорена в ч. 3 ст. 50 Конституции. Таким образом, нормы гл. 2 Конституции предопределяют иерархическое построение судебной системы. Это находит отражение в ст. ст. 126 и 127 Конституции, посвященных двум отделенным друг от друга, иерархически построенным подсистемам федеральных судов, - судам общей юрисдикции и арбитражным судам.
Действующее конституционное регулирование не предусматривает существования наряду с федеральной судебной системой региональных судов, создаваемых самими субъектами РФ на основе их законов. Самостоятельность последних в установлении системы собственных представительных и исполнительных органов власти не распространяется на сферу судоустройства (п. «о» ст. 71). Конституция не предусматривает ни разграничения между Федерацией и ее субъектами полномочий в этой сфере, ни какого-либо их делегирования с федерального на региональный уровень на основе федеральных законов либо договоров (см. п. 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 12 марта 1998 г. N 32-О). Закрепляя существование единой федеральной судебной системы, действующей на основе единого федерального процессуального законодательства и обеспечивающей защиту прав и свобод граждан по единому федеральному стандарту, Конституция не допускает в субъектах РФ замену федеральных судов судами, не входящими в федеральную судебную систему, но имеющими такую же компетенцию и осуществляющими правосудие именем Российской Федерации.
Смотрите также
Владение в римском праве
Институт владения в римском праве последние двести лет
находится под пристальным вниманием исследователей, став в XIX в. фактологической
основой для нескольких правовых концепций общего хара ...
Процесс становления правового государства
Проблема формирования
правового государства является самой актуальной во всем мире, поскольку
большинство стран избрали принципы правового государства в качестве
основополагающих и прилагаю ...
Структура и содержание Европейской Хартии о местном самоуправлении
Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Конгрессом
местных и региональных властей Совета Европы, является самым
важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные пр ...
