Конституционные основы судебной системы и статуса судьи
Материалы / Конституция Российской Федерации о судебной власти / Конституционные основы судебной системы и статуса судьи
Страница 1

Определяя правосудие как исключительную функцию судебной власти и все виды судопроизводства, в которых она реализуется, статья 118 Конституции характеризует способы создания институциональной основы этой деятельности - судебной системы РФ, которая составляет предмет регулирования самой Конституции (см.

ст. ст. 125, 127) и федерального конституционного закона.

Из этого вытекает, что только конституционный законодательный корпус, уполномоченный изменять Конституцию и принимать законы, для одобрения которых требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания, вправе установить, какие суды создаются и действуют в Российской Федерации (см. ст. ст. 108, 136 Конституции). Это одно из полномочий в сфере судоустройства, которое (согласно п. «о» ст. 71 Конституции) отнесено к ведению Российской Федерации.

Понятие «судоустройство» рассматривается как синоним понятия «организация судебной системы». Но оно позволяет увидеть многосторонность этого предмета федерального, в том числе конституционного, ведения, возложенного исключительно на законодательную ветвь власти. Судоустройство включает: а) перечень действующих судов; б) процедуру учреждения судов; в) их внутреннюю структуру (или устройство). При этом Конституция ограничивает полномочия законодателя, учреждающего суды, не допуская создание чрезвычайных судов. Это значит, что компетенция судов не может по воле законодателя передаваться каким-либо специальным органам, уполномочиваемым на разрешение отдельных дел, в том числе в отношении отдельных лиц, или на временное рассмотрение каких-либо конкретных конфликтов, обычно разрешаемых судами. Любые дела, по которым суды осуществляют правосудие, не могут изыматься из ведения ординарной судебной системы, как она устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Иначе не было бы обеспечено осуществление судебной власти только судом; законодательная же и исполнительная власть, выбирая каждый раз по своему усмотрению органы для разрешения конкретных конфликтов, получила бы возможность принимать произвольные решения, нарушающие также принцип разделения властей.

В Конституции нет полного перечня судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, она называет только три высших суда: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Полный перечень судов, действующих в Российской Федерации, определен Законом о судебной системе РФ. Согласно ч. 1 ст. 4 данного Закона создание судов, не предусмотренных им, не допускается. Названный Закон приобретает, таким образом, значение основного источника регулирования судебной системы. Все другие акты по данному предмету должны быть основаны на нем и не могут ему противоречить. Поэтому какое-либо изменение судебной системы не может иметь места без внесения изменений в указанный Закон. Тем самым обеспечивается стабильность судебной системы и право каждого на рассмотрение его дела законным судом.

С этой целью федеральный законодатель, определяя действующую судебную систему в Российской Федерации и пути ее развития в вышеназванном Законе, а) исчерпывающим образом перечисляет суды, образующие федеральную судебную систему (федеральные суды); б) называет все виды судопроизводства (в соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции) и закрепляет их осуществление за судами, тем самым разграничивая юрисдикцию судов; в) предусматривает возможность создания в будущем новых видов юрисдикции (специализированных судов по административным, гражданским делам и делам в отношении несовершеннолетних); г) называет все звенья судов, относящихся к каждому из видов юрисдикции; д) указывает, какие суды могут или должны быть созданы в субъектах РФ на основе их собственных законов.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Арендные отношения
    В ст. 606 ГК РФ договор аренды определен как обязательство, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временно ...

    Усыновление в гражданском процессе
    Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти, о чем свидетельствуют федеральные целевые программы «Дети России», дейс ...

    Социальные стандарты жизни
    Современная ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется сложностью, неоднозначностью и противоречивостью. Недостаток реальных финансовых ресурсов в государстве и регионах, как ...