Конституционные основы судебной системы и статуса судьи
Материалы / Конституция Российской Федерации о судебной власти / Конституционные основы судебной системы и статуса судьи
Страница 4

К ведению субъектов РФ согласно названным Федеральным законам относятся: установление дополнительных требований к мировым судьям, создание и упразднение на основе своих законов судебных участков, где дислоцируются мировые судьи, и их должностей (при соблюдении установленного Законом их числа); выбор из предложенных федеральным законом вариантов процедуры назначения на должность мирового судьи; организация его аппарата, сотрудники которого отнесены к государственным служащим субъекта РФ, и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей.

Таким образом, мировые судьи, не являясь федеральными судами, не могут быть признаны и относящимися исключительно к судебной системе судов субъекта РФ в отличие от их конституционных (уставных) судов.

Поскольку в сфере организации судов не признаются ни совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов, ни тем более исключительные прерогативы последних, парадигма разграничения законодательного ведения относительно мировой юстиции более всего соответствует делегированию первичного федерального регулирования в строгих рамках, определенных федеральным законом, при довольно узких возможностях субъектов РФ.

Конституционно-правовой статус судей (ст. ст. 119 – 122 Конституции) предопределяется тем, что они решают публично-правовые задачи судебной власти, представителями которой являются. Судья призван осуществлять свои полномочия независимо от чьих-либо пристрастий и постороннего влияния, и в этих целях Конституция закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей, чем обеспечивается самостоятельность судебной власти. Наличие такой регламентации на конституционном уровне, как указал КС РФ в Постановлении от 7 марта 1996 г. N 6-П, отличает правовой статус судей от статуса граждан и тех должностных лиц, которые согласно ст. ст. 91 и 98 Конституции обладают неприкосновенностью.

Непосредственно комментируемой статьей закреплены четыре основных требования, предъявляемых к судье.

Во-первых, наличие гражданства Российской Федерации. Отсутствие гражданства Российской Федерации, безусловно, означает невозможность назначения судьей. Прекращение гражданства России, равно приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в силу подп. 6 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей является основанием досрочного прекращения полномочий судьи. С принятием 25 декабря 2008 г. Федерального закона N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» судьей в нашей стране может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Во-вторых, достижение 25-летнего возраста. Формально данное требование относится к моменту назначения кандидата в судьи судьей. Фактически же требуется достижение определенного возраста кандидата в судьи еще на первом этапе движения к должности судьи - на стадии представления необходимых документов в соответствующую экзаменационную комиссию при квалификационной коллегии судей, что предопределяет необходимость закрепить это обстоятельство в законодательном порядке.

В-третьих, наличие высшего юридического образования. Речь идет о высшем профессиональном образовании по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения (очное, очно-заочное (вечернее), заочное, экстернат), полученном в вузе, имеющем государственную аккредитацию, и подтвержденном дипломом государственного образца. По вопросу о праве юриста, имеющего диплом бакалавра, быть судьей Минобрнауки России полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи. Органы судейского сообщества России придерживаются иного мнения, которое заключается в том, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин может претендовать на занятие должности судьи.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Правовые основы экологического контроля в Российской Федерации
    Актуальность темы данной работы может быть охарактеризована несколькими положениями. Одной из злободневных проблем в России является проблема охраны окружающей среды, состояние которой на ...

    Уголовное преследование
    Почти в течение полувека в науке советского уголовно-процессуального права уголовное преследование существовало только как теоретическая конструкция, ибо законодательных регламентаций на сей ...

    Бюджетное прогнозирование и планирование: сущность, методы и роль в организации бюджетного процесса
    Тема данной работы актуальна для изучения, т.к. бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства ...