Конституционные основы судебной системы и статуса судьи
Материалы / Конституция Российской Федерации о судебной власти / Конституционные основы судебной системы и статуса судьи
Страница 3

Вместе с тем не противоречит Конституции, если в учредительных актах субъекта РФ под его судебной системой понимаются федеральные суды, подсудность которых определяется пределами его территории и которые действуют в соответствии с предписаниями Конституции и федерального законодательства (см.

п. 9 мотивировочной части Постановления КС РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П). Включение же в конституции и уставы субъектов РФ положений о том, что федеральные суды, существующие в соответствующих административно-территориальных единицах этих субъектов, образуются и действуют в соответствии не только с федеральным законом, но и с законом субъекта РФ, противоречит Конституции, так как установление системы федеральных судов и порядка их деятельности относится к исключительному ведению Федерации и определяется Конституцией и Законом о судебной системе РФ (см. п. 7 мотивировочной части Постановления КС РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П).

Закон о судебной системе РФ предусматривает создание в субъектах РФ не только федеральных судов, но также двух видов судов субъектов РФ, а именно конституционных (уставных) судов и мировых судей.

Их компетенционные, организационно-правовые, статусные, функциональные особенности, как и предусмотренные Законом «О судебной системе» учредительные полномочия субъектов РФ в отношении этих видов судов, имеют более значительные различия, чем у федеральных судов, относящихся к разным видам юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды создаются согласно Закону о судебной системе РФ исключительно по усмотрению конституционного законодателя субъекта РФ, который свободен при установлении их компетенции в области конституционного судопроизводства и его процедур, определении требований к судьям, сроков их полномочий, порядка назначения, а также финансирования суда.

Критерием судебной проверки выступает учредительный акт субъекта РФ; предметом проверки являются нормативные правовые акты субъекта РФ. Решения конституционных (уставных) судов имеют обязательную силу и не могут быть пересмотрены иным судом, в том числе федеральным (ст. 27 Закона о судебной системе РФ). Таким образом, конституционные (уставные) суды не вписаны в иерархически выстроенную судебную систему ни в субъекте РФ, ни в Федерации в целом.

Должности мировых судей в субъектах РФ создаются на основе Закона о мировых судьях; на них распространяются гарантии статуса судьи, установленные Законом о статусе судей и иными федеральными законами (ст. 28 Закона о судебной системе РФ, ст. 2 Закона о мировых судьях).

Учреждение мировых судей является обязанностью законодателя субъекта РФ, при этом Федерация определяет их компетенцию, общее число мировых судей и судебных участков (хотя и по согласованию с субъектом РФ), минимальные требования, предъявляемые к мировым судьям, альтернативные виды процедур назначения или избрания на должность, минимальные и предельные сроки полномочий, размеры должностных окладов и социальных выплат, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета (ст. ст. 3, 8, 10 Закона о мировых судьях).

Особое положение мировых судей обусловлено тем, что они являются первым (низшим) звеном судебной системы Российской Федерации, относятся к судам общей юрисдикции, возглавляемым ВС РФ, т.е. организационно и инстанционно встроены в судебную иерархию, где непосредственно вышестоящим по отношению к ним является федеральный районный суд, проверяющий судебные акты мировых судей в качестве суда апелляционной инстанции (ст. 21 Закона о судебной системе РФ). Мировые судьи выносят свои судебные акты именем Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Проблемы правового регулирования суррогатного материнства
    Мы всем хорошо знаем как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. ...

    Пенсионное обеспечение работающих по трудовому договору и военнослужащих
    Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных условиях рыночной экономики проблемы в области социально-экономического развития государства становятся все более актуальны ...

    Организация Североатлантического договора
    Во все времена государства объединялись в военные блоки и союзы для защиты своих интересов. С развитием международных отношений такие союзы стали носить все более глубокий характер. Устав О ...