Нормативные акты, устанавливающие правила работы с обращениями граждан
Материалы / Организационно-правовые основы деятельности органов власти с обращениями граждан / Нормативные акты, устанавливающие правила работы с обращениями граждан
Страница 2

Указом № 152 для каждой из 414 административных процедур установлен государственный орган (организация), в который должен обратиться гражданин, определено, какие документы и (или) сведения представляются гражданином при обращении.

Также установлен размер платы, взимаемой за выдачу справки или другого документа, и определен максимальный срок рассмотрения обращения и выдачи справки или другого документа.

Дебюрократизация включает две составляющие. Первая - совершенствование работы госорганов с населением. Президентом Республики Беларусь даны всеобъемлющие поручения по оптимизации деятельности государственных органов с населением. Таким образом, на сегодняшний день существует комплексное правовое регулирование по указанному направлению дебюрократизации, предусматривающее как юридические, так и организационно-распорядительные меры. Задача в том, чтобы надлежащим образом выполнять то, что регламентировано, обеспечить практическую реализацию принятых актов, наладить эффективный механизм их применения. Вторая составляющая - оптимизация внутренней деятельности госорганов, порядка взаимодействия между ними, дебюрократизация самого госаппарата, сокращение переписки и отчетности. К сожалению, нередко сотрудники госорганов значительный объем своего рабочего времени вынуждены затрачивать на подготовку и составление различного рода отчетов и справок, иногда даже дублирующих друг друга.

Для устранения указанных негативных явлений Президентом издана Директива № 2, направленная на дальнейшую дебюрократизацию государственного аппарата. В директиве закреплены только те подходы, которые в настоящее время являются актуальными, особо необходимыми и первоочередными.

И последним регламентирующим документом является Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц".

Этот Указ издан в целях принятия дополнительных мер по защите и обеспечению реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц, надлежащему рассмотрению их обращений государственными и иными организациями.

В Указе введено новое понятие "обращения юридических лиц". Обращаться юридические лица могут по любым вопросам. В соответствии с п. 5 Указа № 498 письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения, если обращения подлежат рассмотрению только в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, производства по делам административных правонарушений, а также в ином порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, в частности, законодательством об административных процедурах.

Обращения юридических лиц рассматриваются в том же порядке, что и обращения граждан. К рассмотрению должны приниматься все обращения юридических лиц, которые по своему содержанию подпадают под действие законодательства об обращениях.

Новым в данном Указе является также рассмотрение обращения в соответствии с компетенцией. Если вышестоящий орган получит обращение, в котором отсутствует информация о предыдущем рассмотрении такого обращения в местном органе, вышестоящий орган должен направить обращение в местный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение по существу.

В п. 3 Указа № 498 закреплена обязанность заявителей указывать в обращениях информацию о результатах их предыдущих рассмотрений с приложением (при наличии подтверждающих эту информацию документов). Если такой информации не содержится - значит с целью соблюдения принципа первоочередного рассмотрения обращений на местах, закрепленного в подпункте 1. 1 пункта 1 Указа № 498, обращение подлежит направлению в местный орган для его первичного рассмотрения.

В Указе № 498 содержится пункт 9, согласно которому вышестоящие органы осуществляют проверки соблюдения в подчиненных (подотчетных) им организациях порядка рассмотрения обращений не реже одного раза в год согласно графикам проверок, утвержденным руководителями вышестоящих органов на соответствующий календарный год.

При выявлении вышестоящим органом в подчиненных ему организациях неснижаемого на протяжении трех и более месяцев количества нарушений порядка рассмотрения обращений, либо однократного грубого нарушения законодательства об обращениях, вышестоящий орган обязан организовать выездную проверку работы с обращениями в соответствующей организации.

Вышестоящий орган по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения подчиненными ему организациями обращений направляет их руководителю представление о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности, а при выявлении в течение года повторного нарушения этими должностными лицами порядка рассмотрения обращений - представление о применении к данным лицам более строгой меры дисциплинарного взыскания вплоть до освобождения от занимаемой должности.

В развитие положений вышеперечисленных базовых нормативных документов приняты подзаконные акты, направленные на организацию делопроизводства по обращениям граждан.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Трудовой договор
    Согласно международному и российскому законодательству, работники и работодатели не только состоят в правоотношениях и участвуют в правоприменении, но и обладают правом на участие в правово ...

    Система и виды страховых обязательств
    Страхование - это отношение по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых ...

    Органы государственной власти
    Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его име ...