Понятие, основные характеристики и функции правовой политики
Страница 2

Другой известный представитель теоретической науки о государстве и праве, Н.И.Матузов, так определяет понятие правовой политики: это «комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права.

Имеется в виду область отношений, связей и интересов, охватываемых понятием «правовое пространство» и объективно нуждающихся в регулятивном опосредовании (упорядочении) со стороны публичной власти». С этим определением, даже если его считать специально отредактированным в «облегченном варианте» для вузовского учебника, все-таки нельзя согласиться по следующим основаниям.

Определение слишком общее и содержит признаки, принадлежащие другим объектам. В частности, Н.И.Матузов определяет правовую политику через «комплекс идей».

Н.И.Матузов далее трактует правовую политику как методы. Не совсем ясно, о каких методах идет речь. Если это методы властвования, то сами по себе методы раскрывают суть политического (государственного) режима, и, кроме того, если идет речь о методах правового регулирования, то их два (диспозитивный и императивный), и вряд ли они способны сами по себе служить видовыми отличительными признаками правовой политики. Скорее, они в какой-то степени характеризуют юридическое содержание правовой политики.

Использование Н.И.Матузовым термина «установка» для раскрытия содержания понятия правовой политики также вызывает возражения, поскольку, если идет речь о правовых установках, то это элемент структуры правосознания личности. Если автор имел в виду правовые установки, даваемые Конституционным судом, то таковыми их также трудно признать, поскольку имеется официальный термин «правовые позиции Конституционного суда».

Обратим внимание на то, что в последнее время более активно стали использовать термин «правовая политика» в своих научных исследованиях представители социологии права.

Так, Н.В.Путило пишет: «Правовая политика – это стратегия деятельности государства в сфере правового регулирования, а также деятельность, отражающая интересы общества в перераспределении сфер влияния различных социальных регуляторов». . Данное определение (в этом его положительная сторона) содержит верное указание на то, что это деятельность. На этом достоинства определения исчерпываются. Слабость же остальной части дефиниции, даваемой Н.В.Путило, в том, что она, во-первых, не сводится к стратегии государства, а во-вторых, понятие содержит туманное выражение «перераспределение сфер влияния различных социальных регуляторов». Как известно, социальные регуляторы – это, помимо права, мораль, религиозные нормы, политические нормы, корпоративные нормы, обычаи и т. д. Автор усматривает правовую политику в том, что происходит «перераспределение» между этими регуляторами. Зачем? Кто осуществляет это перераспределение? В каких целях? Думается, научная несостоятельность этой дефиниции очевидна по причине полного противоречия имеющимся реальным фактам правой политики и правовой действительности.

Продолжая обзор научных трактовок понятия, обратим внимание на активность разработки правовой политики представителями отраслевых юридических наук. В первую очередь речь идет о представителях науки уголовного права, политической криминологии и др. Такое внимание к правовой политике можно объяснить тем обстоятельством, что в отраслевых юридических дисциплинах больше востребован практический аспект исследований. Ожидания и потребности юридической практики подвигают ученых-отраслевиков на осмысление теоретических вопросов, затрагивающих различные стороны и аспекты правовой политики в тех или иных конкретных областях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Бюджетное прогнозирование и планирование: сущность, методы и роль в организации бюджетного процесса
    Тема данной работы актуальна для изучения, т.к. бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства ...

    Защита прав налогоплательщиков
    Налоговые споры в последние годы практически у каждого налогоплательщика стали приобретать систематический характер. Безусловно, многие предприниматели принимают адекватные превентивные меры ...

    Договор поставки
    Анализ существующей нормативной базы правового регулирования договора поставки как правового института рыночных отношений позволил квалифицировать поставку как вид договора, опосредующего пр ...