Понятие, основные характеристики и функции правовой политикиМатериалы / Основы теории правовой политики государства как самостоятельного политико-правового феномена /  Понятие, основные характеристики и функции правовой политикиСтраница 4
				Это разные сущности и разные объекты. Поэтому надо исходить из того, что «в основе логических операций с понятиями лежат отношения рода и вида». Отсюда следует, что, с логической точки зрения, понятие «государственная политика» – понятие с большим объемом, поскольку включает другие понятия с меньшим объемом.
Таким образом, государственная политика – это родовое понятие, а правовая политика – это видовое понятие, и между ними родовидовые отношения. Объясняется это тем, что государственная политика может быть не только правовой, но и других видов, например, экономической, культурной, религиозной.
Правовая политика также может быть разной по содержанию, предметному полю, на которое она направлена, – конституционной, уголовной, карательной, пенитенциарной, административно-правовой, профилактической и т. д. В свою очередь, экономическая политика может быть следующих видов – инвестиционной, кредитно-финансовой, ипотечной, торговой, фискальной и т. д.
В науке о праве сущность правовой политики толкуется следующим образом.
Н.И.Матузов в своей монографии «Актуальные проблемы теории права» (2004) пишет: «Правовую политику можно определить как комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права. Имеется в виду область отношений, связей и интересов, охватываемых понятием «правовое пространство» и объективно нуждающихся в регулятивном опосредовании (упорядочении) со стороны публичной власти». Если признать, что любое определение должно схватывать сущностные признаки определяемого предмета, то с этой точки зрения Н.И.Матузов усматривает сущность правовой политики в довольно широком спектре самых разнородных явлений: от целей до «установок». У автора сущность правовой политики «распылена» во множестве разнородных явлений. Думается, этот взгляд не может удовлетворить взыскательного читателя. Если строго придерживаться диалектического подхода к правовой политике, то сущность правовой политики должна не «распыляться» по множеству разнородных предметов, а принять вид некоего интегративного целого, целиком и полностью определяемого юридической природой правовой политики. С этой точки зрения сущностью правовой политики должна быть ее глубинная основа, первичный элемент, из которого структурируется вся правовая политика. Другими словами, сущностью правовой политики является государственное решение, облекаемое в правовую форму.
Поясним, что государственное (правовое) решение – это облекаемое в правовую форму волевое действие по созданию акта (документа) о необходимом способе и порядке действий в определенной ситуации. Вот наглядные примеры государственных решений, демонстрирующих сущность правовой политики Правительства РФ по выводу российской экономики из кризиса: внесение в Государственную Думу проекта закона о бюджете страны (согласно ст. 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации, «Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования федерального закона о федеральном бюджете»); административная реорганизация (см. например: Постановление Правительства Российской Федерации «О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации» от 28 апреля 2000 г. № 380), решение новых вопросов, связанных с особой ситуацией в экономике России. Так, Правительством РФ вносятся изменения в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации».
Смотрите также
Трудовые пенсии
  		
В декабре 2001 года были приняты
важнейшие законодательные акты, способствующие обеспечению устойчивости,
всемерному укреплению и дальнейшему развитию трудовых отношений.
С 1 января  ...
   	
Конституционные права и свободы гражданина в России
  		
Институт прав и свобод является центральным в конституционном
праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола
государственной власти. Это — сердцевина конституционного ст ...
   	
Полномочия контролирующих органов при осуществлении проверки государственного (муниципального) заказчика
  		
В период с 1997 по конец 2005 гг. одним из наиболее существенных
факторов, тормозивших полноценное развитие системы конкурсного размещения
государственных заказов, была малопонятная и малоэф ...
   	
