Понятие, основные характеристики и функции правовой политикиМатериалы / Основы теории правовой политики государства как самостоятельного политико-правового феномена / Понятие, основные характеристики и функции правовой политикиСтраница 5
Особенностью правовых решений, из цепи которых складывается правовая политика, является то, что формирование их органами государственной власти и управления не носит спонтанного характера, а предполагает известные стадии, в частности:
1) определение целей принимаемого правового решения;
2) оценка положительных и отрицательных последствий принимаемого правового решения;
3) формулирование желаемых нормативных моделей поведения субъектов регулируемых общественных отношений;
4) определение формы правового решения, в которой будут существовать избранные модели поведения и опубликование (текстуальная фиксация) правового решения.
Сложился традиционный взгляд на деятельность органов государственной власти и управления как на работу по оказанию различных услуг населению (безопасность, образование, транспорт и т. д.), то есть инвестирование в отдельные области или обеспечение выполнения государственных задач. Однако в современных условиях он дополняется новыми элементами, которые связаны с квалифицированным определением целей политики, выбором средств их достижения, мобилизацией человеческих ресурсов, оценкой качества выполнения работ и функций. Это, в свою очередь, ориентирует государственных служащих на достижение конечных результатов и тщательную разработку принимаемых решений. Общественная политика и государственные решения могут быть четырех уровней, в зависимости от характера решаемых проблем и, в первую очередь, от их новизны и нестандартности ситуации: решение рутинных административных дел и вопросов; решение проблем среднего уровня важности, таких как налоговые инновации и др.; решение новых вопросов, связанных с особой ситуацией, таких как инициативы в иностранной политике, конституционные реформы, энергетические проблемы и др.; новые стратегические инициативы в государственной политике, требующие инновационного подхода на общенациональном уровне. Все эти направления предполагают принятие соответствующих государственных решений, которые, будучи облеченными в правовую форму, становятся элементами правовой политики государства.
А.И.Соловьев, известный исследователь в области теории управления, в своей монографии «Принятие государственных решений» (2006) описывает многоуровневый характер принятия государственных решений и замечает: «В государстве функционируют органы, нормы и институты, одни из которых ориентированы на организацию общесоциальных задач и соответствующее согласование крупных групповых интересов, другие – на реализацию частных программ и проектов, имеющих предметный (территориальный) характер, а третьи выполняют вспомогательные функции». Однако, по нашему мнению, цементирующим правовую политику на всех уровнях государственной иерархии будет именно государственное решение, которое принимается верхним звеном, развивается средним и реализуется с помощью государственных решений на низшем уровне иерархии. В теории права процесс развития, дополнения и уточнения принятых государством правовых решений (особенно в процессе правоприменения) получил название «конкретизации права». Поэтому в целом этот процесс охватывается правовой политикой и ее подразумевает.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие основные выводы о сущности правовой политики.
1. Правовая политика как предмет научного интереса многих исследователей является специфическим объектом, который активно изучается как отечественными юристами (теоретиками и отраслевиками), так и зарубежными исследователями, которых в большей мере интересует практически-прикладной аспект проблемы.
Смотрите также
Полномочия контролирующих органов при осуществлении проверки государственного (муниципального) заказчика
В период с 1997 по конец 2005 гг. одним из наиболее существенных
факторов, тормозивших полноценное развитие системы конкурсного размещения
государственных заказов, была малопонятная и малоэф ...
Правонарушения и юридическая ответственность
Хатина
Наталия Владимировна, группа ЮРСП-2010. Курсовая работа. Правонарушение и
юридическая ответственность.
В данной работе понятие правонарушения рассматривается как волевое
противопр ...
Органы юстиции и адвокатура
Согласно ст. 6 Конституции Украины
''государственная власть в Украине осуществляется по принципу её разделения на
законодательную, исполнительную и судебную''. Административное же право
явл ...