Актуальные проблемы в деятельности органов опеки и попечительства в Республике Беларусь
Материалы / Опека и попечительство как формы правовой защиты граждан / Актуальные проблемы в деятельности органов опеки и попечительства в Республике Беларусь
Страница 2

Наиболее актуальными вопросами, возникающими по поводу опеки и попечительства, является допустимость учреждения опеки, попечительства над гражданином Республики Беларусь, проживающим за пределами государства, а также может ли быть назначен опекуном, попечителем гражданина Республики Беларусь иностранный гражданин.

Эти вопросы призваны разрешать коллизионные нормы, указывающие на право государства, подлежащее применению к тем или иным отношениям, в тех или иных случаях. Коллизионные нормы содержатся в КоБС, ГК и других нормативных правовых актах.

В теории международного частного права коллизионные нормы разделяют на односторонние и двусторонние. Односторонние коллизионные нормы указывают, как правило, на применение отечественного права, а двусторонние лишь формулируют общий принцип, используя который правоприменительный орган выбирает применимое право. Так, в соответствии с положениями ст. 234 КоБС опека, попечительство над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими вне пределов Республики Беларусь, устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Таким образом, КоБС содержит одностороннюю коллизионную норму: при установлении опеки, попечительства над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими вне пределов Республики Беларусь, независимо от того, компетентный орган какого государства выносит соответствующее решение, применению подлежит только законодательство Республики Беларусь независимо от учреждения.

Принимать соответствующие меры по установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, которые проживают за пределами Республики Беларусь и остались без родительского содержания, должны консульские учреждения Республики Беларусь, а также дипломатические представительства в случае выполнения ими консульских функций (в отношении детей, проживающих в соответствующем консульском округе). Однако в соответствии с действующим законодательством консульские учреждения Республики Беларусь не наделены полномочиями устанавливать опеку, попечительство. В соответствии со ст. 146 КоБС опека и попечительство устанавливаются по решению органов опеки и попечительства в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь. Из анализа норм Положения о порядке международного усыновления (удочерения) и установления международных опеки, попечительства над детьми, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2007 N 122 (в ред. от 17.07.2012) "О некоторых вопросах усыновления (удочерения), установления опеки, попечительства над детьми" (далее – Положение № 122), а также Положения о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2006 N 637 (в ред. от 17.07.2012) «Об утверждении Положения о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми», следует, что порядок установления опеки, попечительства над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами государства, в них не урегулирован. На основании изложенного Положение № 122 необходимо дополнить главой, регулирующей особенности установления опеки, попечительства над несовершеннолетними, проживающими за пределами Республики Беларусь.

На практике не исключены ситуации, когда в отношении ребенка - гражданина Республики Беларусь, постоянно проживающего за пределами Беларуси, установлены опека, попечительство в соответствии с законодательством страны проживания. В таком случае возникает вопрос не о порядке выбора применимого права при установлении опеки и попечительства, а о порядке признания данного факта в Республике Беларусь. Для этого необходимо, чтобы опека, попечительство были установлены с соблюдением законодательства соответствующих иностранных государств, а также против установления опеки, попечительства или против их признания не должно быть возражений дипломатического представительства или консульского учреждения Республики Беларусь, которые обязаны получить компетентное мнение Министерства образования Республики Беларусь. Поэтому при установлении опеки, попечительства в отношении граждан Республики Беларусь за ее пределами кандидаты в опекуны, попечители должны позаботиться о том, чтобы данные условия были соблюдены. Иначе опекун, попечитель несовершеннолетнего гражданина Республики Беларусь не сможет представлять его интересы ввиду непризнания опеки, попечительства в Республике Беларусь.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Виды правовых норм
    Право представляет собой сложную и многообразную систему (упорядоченную совокупность) норм права. Право, прежде всего, состоит из норм права — общих юридических правил поведения, распростран ...

    Проблема эвтаназии в контексте прав человека
    Проблема эвтаназии была сформулирована в глубокой древности, и уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков, философов и юристов. Отношение к умышленному ускорению наступления с ...

    Военно-уголовный кодекс Петра I
    Разработка военно-уголовного законодательства Петра I была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII века. Централизация государственного аппарата при аб ...