Историко-правовой аспект становления и развития института усыновления в российском гражданском процессуальном праве
Материалы / Усыновление в гражданском процессе / Историко-правовой аспект становления и развития института усыновления в российском гражданском процессуальном праве
Страница 3

Вплоть до окончания судебного заседания усыновитель и усыновленный (или их представители) могли ходатайствовать о приостановлении или прекращении производства по делу. Суд должен был удовлетворить такую просьбу

Суд, приняв во внимание все данные и выслушав заключение прокурора, выносил определение об удовлетворении ходатайства или об отказе в этом.

Усыновление считалось состоявшимся со дня вступления определения суда в законную силу. Данное определение можно было обжаловать в Судебную палату в порядке частного производства. Заинтересованные лица имели право оспаривать законность усыновления в течение двух лет со дня вступления определения суда в законную силу.

Законодательство этого периода предписывало суду проводить только формальную проверку соблюдения условий усыновления, не касаясь, проверки материально-нравственной годности усыновителя и полезности усыновления для усыновляемого.

После Октябрьской революции практически во всех сферах жизни российского общества произошли серьезные перемены. Не стало исключением и правовое регулирование семейных отношений. В частности, с 1918 года было отменено усыновление.

Несмотря на отмену права усыновлять, законодатель признавал отношения усыновления, возникшие ранее. Усыновленные в дореволюционный период в соответствии с законодательством, действовавшим на момент установления усыновления, приравнивались к родственникам по крови. Но признавались только такие отношения, которые фактически действовали к моменту издания Кодекса.

В 1921 году, во время страшного голода, разразившегося на востоке нашей страны, появилось огромное количество детей-сирот. Несмотря на обширную государственную помощь, беспризорных детей брали на воспитание многие семьи. Впоследствии люди, привязавшиеся к новым членам семьи, неоднократно ставили вопрос об оформлении фактически возникших отношений усыновления, о закреплении в законе права на усыновление.

В стране повсеместно росла детская беспризорность. По некоторым данным, только в РСФСР число беспризорных детей достигало двух миллионов человек, а к 1923 г. оно составило восемь миллионов. Таким образом, вопрос о разрешении усыновлять приобретал политическое значение. Восстановление института усыновления стало органической частью общей реформы законодательства в стране и развития брачно-семейных отношений.

18 января 1926 года Постановлением СНК РСФСР, утвержденным ВЦИК, была введена в действие глава 3 раздела 2 проекта Кодекса о браке, семье и опеке. Проект Кодекса вызвал бурные дебаты, но глава об усыновлении не встретила практически никаких возражений на сессии ВЦИК.

В соответствии с первым советским законом об усыновлении, оно могло быть установлено только в отношении несовершеннолетних и в их интересах. Не разрешалось усыновление, если цели его были иными, например, закрепление излишков жилой площади. Под интересами ребенка понималось не только материальное содержание, но и надлежащее трудовое воспитание, подготовка к общественно полезной жизни.

Для разрешения усыновления необходимо было соблюдение ряда условий. Закон устанавливал требования к личности усыновителя, возрасту усыновляемого, а также требование о наличии согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и ребенка, если он достиг возраста десяти лет. Не могли быть усыновителями лица, которые не имели права быть опекунами. К последним относились лишенные избирательного права (монахи, служители культа всех исповеданий и толков, агенты бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, лица, признанные в установленном порядке душевнобольными, осужденные за корыстные и порочащие преступления). Не были, однако, лишены права усыновлять «нетрудовые элементы», которые так же, как и вышеперечисленные категории граждан, были лишены избирательных прав. Это объяснялось остротой беспризорности, которая признавалась таким социальным злом, что было нецелесообразно лишать частных предпринимателей, торговцев, других лиц, имеющих «нетрудовой доход», права усыновлять.

Кроме неблагонадежных в политическом плане лиц, не могли усыновлять лишенные родительских прав и несовершеннолетние, а также лица, чьи интересы были противоположны интересам усыновляемых. Других ограничений для личности усыновителя не было. Не устанавливалось требований к возрасту усыновителя и к разнице в возрасте усыновителя и усыновляемого.

Поскольку усыновление вводилось в интересах детей, то усыновлять можно было не достигших 18 лет. Если возраст усыновляемого невозможно было установить на основании документов, его определяли при помощи врачебной экспертизы.

Для усыновления требовалось согласие супруга усыновителя. Согласие родителей не требовалось, если они безвестно отсутствовали, были лишены родительских прав или признаны душевнобольными. В случае разногласия между родителями по вопросу об усыновлении их ребенка, и если при этом орган опеки признавал усыновление желательным, дело в соответствии со ст.153 Кодекса законов об актах гражданского состояния передавалось в суд.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Особое производство
    С развитием международных отношений Украина всё больше стремиться подвести национальное законодательство под соответствие международным стандартам. Растёт уровень правосознания в Украине. Гр ...

    Чемпионат Европы по футболу 2012 … и правосудие
    Как известно, с 8 июня по 1 июля 2012 года в Украине будет проходить Чемпионат Европы по футболу 2012 года. Правительство и городские власти, в надежде произвести впечатление на мировое сообщество ...

    Основы теории правовой политики государства как самостоятельного политико-правового феномена
    Возможности поступательного развития общества, стабильность и предсказуемость социальных процессов в значительной степени определяются характером проводимой государством политики в той или ...