Уполномоченный по правам человека Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль
Материалы / Юридические гарантии прав человека и гражданина РФ / Уполномоченный по правам человека Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль
Страница 4

Анализ взаимоотношений, как отдельных граждан, так и различных неправительственных организаций (объединений), с институтами и органами власти дает основание предполагать, что на современном этапе развития и модернизации общества полномочия российского Уполномоченного в большей степени необходимо сосредоточить на защите прав граждан от нарушений, возникающих в сфере деятельности исполнительной власти.

Именно Уполномоченный должен реализовать неразвитые контрольные функции парламента над правительством и всей администрацией в области защиты прав граждан. Однако он не должен быть контролирующим органом по каждому решению.

Обращение в Европейский Суд по правам человека как международно-правовое средство обеспечения прав человека в России: правовые основы, процедура, юридические последствия

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый вправе обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Одной из форм международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т.е. и в отношении России. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему подчиняться.

Повышенный интерес к Европейскому Суду со стороны России наблюдается с момента ее вступления в Совет Европы и ратификации Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ).

Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. Учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском Суде (назначается Президентом РФ).

Россия находится в юрисдикции Европейского Суда по правам человека с 5 мая 1998 г.

Европейский Суд по правам человека рассматривает два типа жалоб:

- жалобы от физических лиц, неправительственных организаций либо группы частных лиц, считающих, что в результате нарушения государством требований Конвенции были ущемлены их права и свободы (ст. 34 ЕКПЧ);

- межгосударственные жалобы государств–участников Конвенции (ст. 33 ЕКПЧ).

Советом Европы установлены очень жесткие требования к обращениям в Европейский суд по правам человека. Несоблюдение этих требований зачастую влечет за собой отклонение обращений граждан и оставление без рассмотрения по существу.

Следует отметить, что жалоба должна быть приемлемой для рассмотрения в суде. Критерии приемлемости принятия жалобы Европейским Судом следующие:

1. Нарушение права должно иметь место после 5 мая 1998 г., т.е. после вступления ЕКПЧ в силу для Российской Федерации.

2. У заявителя должно быть нарушено такое право, которое напрямую гарантируется ЕКПЧ. Даже если будет грубое нарушение права заявителя, которое не предусмотрено ЕКПЧ, жалоба будет признана неприемлемой.

3. Заявителем должна быть сама жертва. Только то лицо, чье право нарушено, должно самостоятельно решать- будет ли оно обращаться в Европейский Суд за защитой своих прав. Допускается оказание помощи адвокатом или юристом в составлении жалобы от имени заявителя, причем жалоба принимается в простой письменной форме без печатей, штампов учреждений, так как суд первоначально исходит из презумпции добропорядочности жертвы, адвоката и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Сущность и основные принципы правового государства
    Предметом исследования работы является феномен правового государства. В курсовой работе рассмотрены его понятие, сущность, функции, основные принципы, изложены способы и средства реализации ...

    Способы изложения правовых норм
    Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта – это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законода ...

    Правовое государство
    Принцип правового государства закреплен Российской конституцией 1993 года. Со дня принятия данной конституции, 12 декабря 2013 года исполняется 20 лет. Несмотря на это, абсолютное большинст ...