Уполномоченный по правам человека Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль
Материалы / Юридические гарантии прав человека и гражданина РФ / Уполномоченный по правам человека Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль
Страница 7

Таким образом, постановления Европейского Суда подлежат применению при разрешении аналогичных дел, а также являются поводом для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вынесенных по делам, на основании которых принято постановление Европейского Суда по правам человека.

Решая вопрос о приемлемости жалобы на нарушение прав и свобод, гарантируемых Конвенцией и Протоколами к ней, Европейский Суд, прежде всего, определяет, компетентен ли он рассматривать поданную жалобу. Соблюдение требования о предметной компетенции Суда представляется несложным для выполнения, однако его нарушение не раз служило основанием для признания жалоб, в том числе поданных против России, неприемлемыми. Выполнение данного требования является одним из условий эффективности обращения в Европейский Суд по правам человека.

Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод определили тот универсальный набор основных прав и свобод, который в единстве призван обеспечить нормальную жизнедеятельность человека. Этот каталог прав возник не на пустом месте, он формировался на основе тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс.

Конституционные права и свободы граждан нередко игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства, подрывая веру в него.

Однако в положениях Конституции прослеживается тенденция повысить роль самого человека в обеспечении максимально полного использования им прав и свобод, усилить его самостоятельность. Это вытекает из утверждения новых взаимоотношений человека и государства, из отказа от оценки роли государства как патрона, направляющего деятельность пассивной личности.

Новые ориентиры в этой области нацелены на развитие творческого потенциала каждого человека, на преодоление иждивенчества, что является важным условием исторического прогресса.[26] Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества – негосударственный бизнес, различного рода предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.

Конституционное закрепление принципа гарантированности прав и свобод человека и гражданина получает развитие в текущем законодательстве, относящемся ко всем отраслям права, в частности и к конституционному праву.

Обновленное гражданское, административное, арбитражно-процессуальное и другое законодательство значительно расширило правовые гарантии прав и свобод. Приняты федеральные законы о реализации права на замену военной службы альтернативной гражданской службой; о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях; новые федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления, о гражданстве, о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и др. Однако в сфере обеспечения гарантий прав и свобод еще не заполнены все законодательные пробелы. И все же при всей значимости правового закрепления гарантий прав и свобод для их воплощения в жизнь требуются многие условия, в том числе лежащие за рамками права: социально-экономические, политические.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

    Смотрите также

    Источники римского права
    Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, право ...

    Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
    Земли сельскохозяйственного назначения имеют особое значение как средство производства сельскохозяйственной продукции и являются второй по площади категорией земель единого земельного фонда ...

    Порядок введения военного положения. Система политических прав и свобод граждан России
    Порядок объявления военного положения предусматривает издание указа Президентом Российской Федерации (п. "б" ч.1 ст.102 Конституции РФ), который утверждается с соблюдением процедур ...