Понятие государственного управления
Страница 1

Основным элементом государственного управления является его системность.

А) Системность

Система управления – это элементы и связи, характеризующееся единством и дифференциацией.

- общих и частных задач, целей, принципов.

- органов и институтов управления.

- внутрисистемных и межсистемных связей.

- материальных и иных условий управления.

(В.Е.Чиркин "Система государственного и муниципального управления", Москва, Юрист, 2006 г.)

Система управления – система субъектно-объектных зависимостей, охватывающих:

- организацию и функционирование субъекта управления – управляющую систему.

- структуру взаимосвязей управляющей системы с общественной системой – управляемыми объектами.

- компоненты общественной системы или их отдельные проявления, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой системы и непосредственно воспринимают государственно-управляющее воздействие либо участвуют в их формировании

(Г.В.Атаманчук "Теория государственного управления", Москва, Омега-Л, 2006 г.)

Система управления – сеть информационных связей, обеспечивающих гомеостазис системы, т.е. сохранение равновесного состояния ее элементов и подсистем вопреки внешним и внутренним воздействиям и угрозам.

(Казанцев Н.М., курс лекций)

Первые две формулировки по своим понятиям более узкие, чем третья. Первая закрепляет наличие структуры, ее единства и дифференциации. Вторая добавляет направление субъектно-объектного воздействия. Но третья – есть самая полная ибо через гомеостазис (контроль результатов управления через обратные связи) указывает на необходимость устойчивости системы, т.е. ее продолжительность жизни во времени. Вопреки внешним и внутренним воздействиям и угрозам.

Если не будет четких и понятных направлений информационных связей, используемых системой управляющего воздействия, то управляющее воздействие не будет достигать цели, а иногда будет получать накопленное обратное воздействие, что в гос.управлении приводит к коллапсу, развалу страны.

Здесь хотелось бы перечислить возможные управляемые воздействия:

1) прямое

2)обратное – контролируемое, неконтролируемое

3) блуждающее – когда воздействие, (например, издание нормативного акта), ввиду множественности ступеней в системе государственного управления, меняет свое направление или не находит адресата. При этом оно может быть исполнено с задержкой времени, переходить бесконечное множество раз из структуры в структуру или зависнуть на каком-нибудь уровне, пока про него совсем не забудут.

4)искаженное – когда пройдя инстанции, воздействие меняет или сущность или адресата, и тем самым результат не достигается ( а рьяное и скорое воздействие приносит вред).

5)особо стоит отметить точки не прохода управляющего воздействия – это те созданные части организационной структуры в системе государственного управления, через которые не проходят ни управляющие воздействия, ни сигналы информации. Опаснее всего для устойчивости системы государственного управления, когда в этих точках происходит изменение воздействия на противоположное и запуск по системе обратной связи информации, не соответствующей действительности.

Все пути движения управляемого воздействия можно соотнести и с потоком движения информации, необходимой для устойчивого существования системы.

Б) Субъекты

В этом подразделе постараемся полнее перечислить всех участников субъектов государственного управления

– многонациональный народ РФ,

- Российская Федерация

- субъекты РФ;

- муниципальные образования

- юридические лица (коммерческие, некоммерческие) на основе доброй воли граждан;

- гражданин РФ;

- отдельные гос.органы ( в части отличных от государственных интересов).

- должностное лицо

- иностранные субъекты (в части их законного или незаконного участия, т.е. внешняя среда);

В) Институты, формы, методы и принципы

Институт государственного управления – это организационно-функциональное образование, характеризуемое своеобразием управленческих органов, функций, форм и методов действий ( В.Е.Чиркин).

Институты управления всегда имеют форму и структуру, выполняют данные им на основе правовых норм функции, задачи и если есть, то цели.

Их можно подразделить на следующие элементы:

1)государственные органы, из них основные – Парламент, Суд, правительство, субъекты РФ, …;

2)учреждения

- некоммерческие, на основе администрирования

- коммерческие, на основе менеджмента

3) должностные лица;

4) управленческий персонал: чиновники, гос.служащие, наемные работники.

Формы управления делятся на:

-правовые;

-организационно-технические.

Если соотнести это с институтом президентства, то президент издает указы (правовая норма) и распоряжения (организационно-технические).

Методы (способы реализации) бывают:

1)общие

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Полномочия контролирующих органов при осуществлении проверки государственного (муниципального) заказчика
    В период с 1997 по конец 2005 гг. одним из наиболее существенных факторов, тормозивших полноценное развитие системы конкурсного размещения государственных заказов, была малопонятная и малоэф ...

    Организация Североатлантического договора
    Во все времена государства объединялись в военные блоки и союзы для защиты своих интересов. С развитием международных отношений такие союзы стали носить все более глубокий характер. Устав О ...

    Договор поставки
    Анализ существующей нормативной базы правового регулирования договора поставки как правового института рыночных отношений позволил квалифицировать поставку как вид договора, опосредующего пр ...