Понятие государственного управления
Страница 1

Основным элементом государственного управления является его системность.

А) Системность

Система управления – это элементы и связи, характеризующееся единством и дифференциацией.

- общих и частных задач, целей, принципов.

- органов и институтов управления.

- внутрисистемных и межсистемных связей.

- материальных и иных условий управления.

(В.Е.Чиркин "Система государственного и муниципального управления", Москва, Юрист, 2006 г.)

Система управления – система субъектно-объектных зависимостей, охватывающих:

- организацию и функционирование субъекта управления – управляющую систему.

- структуру взаимосвязей управляющей системы с общественной системой – управляемыми объектами.

- компоненты общественной системы или их отдельные проявления, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой системы и непосредственно воспринимают государственно-управляющее воздействие либо участвуют в их формировании

(Г.В.Атаманчук "Теория государственного управления", Москва, Омега-Л, 2006 г.)

Система управления – сеть информационных связей, обеспечивающих гомеостазис системы, т.е. сохранение равновесного состояния ее элементов и подсистем вопреки внешним и внутренним воздействиям и угрозам.

(Казанцев Н.М., курс лекций)

Первые две формулировки по своим понятиям более узкие, чем третья. Первая закрепляет наличие структуры, ее единства и дифференциации. Вторая добавляет направление субъектно-объектного воздействия. Но третья – есть самая полная ибо через гомеостазис (контроль результатов управления через обратные связи) указывает на необходимость устойчивости системы, т.е. ее продолжительность жизни во времени. Вопреки внешним и внутренним воздействиям и угрозам.

Если не будет четких и понятных направлений информационных связей, используемых системой управляющего воздействия, то управляющее воздействие не будет достигать цели, а иногда будет получать накопленное обратное воздействие, что в гос.управлении приводит к коллапсу, развалу страны.

Здесь хотелось бы перечислить возможные управляемые воздействия:

1) прямое

2)обратное – контролируемое, неконтролируемое

3) блуждающее – когда воздействие, (например, издание нормативного акта), ввиду множественности ступеней в системе государственного управления, меняет свое направление или не находит адресата. При этом оно может быть исполнено с задержкой времени, переходить бесконечное множество раз из структуры в структуру или зависнуть на каком-нибудь уровне, пока про него совсем не забудут.

4)искаженное – когда пройдя инстанции, воздействие меняет или сущность или адресата, и тем самым результат не достигается ( а рьяное и скорое воздействие приносит вред).

5)особо стоит отметить точки не прохода управляющего воздействия – это те созданные части организационной структуры в системе государственного управления, через которые не проходят ни управляющие воздействия, ни сигналы информации. Опаснее всего для устойчивости системы государственного управления, когда в этих точках происходит изменение воздействия на противоположное и запуск по системе обратной связи информации, не соответствующей действительности.

Все пути движения управляемого воздействия можно соотнести и с потоком движения информации, необходимой для устойчивого существования системы.

Б) Субъекты

В этом подразделе постараемся полнее перечислить всех участников субъектов государственного управления

– многонациональный народ РФ,

- Российская Федерация

- субъекты РФ;

- муниципальные образования

- юридические лица (коммерческие, некоммерческие) на основе доброй воли граждан;

- гражданин РФ;

- отдельные гос.органы ( в части отличных от государственных интересов).

- должностное лицо

- иностранные субъекты (в части их законного или незаконного участия, т.е. внешняя среда);

В) Институты, формы, методы и принципы

Институт государственного управления – это организационно-функциональное образование, характеризуемое своеобразием управленческих органов, функций, форм и методов действий ( В.Е.Чиркин).

Институты управления всегда имеют форму и структуру, выполняют данные им на основе правовых норм функции, задачи и если есть, то цели.

Их можно подразделить на следующие элементы:

1)государственные органы, из них основные – Парламент, Суд, правительство, субъекты РФ, …;

2)учреждения

- некоммерческие, на основе администрирования

- коммерческие, на основе менеджмента

3) должностные лица;

4) управленческий персонал: чиновники, гос.служащие, наемные работники.

Формы управления делятся на:

-правовые;

-организационно-технические.

Если соотнести это с институтом президентства, то президент издает указы (правовая норма) и распоряжения (организационно-технические).

Методы (способы реализации) бывают:

1)общие

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Процесс становления правового государства
    Проблема формирования правового государства является самой актуальной во всем мире, поскольку большинство стран избрали принципы правового государства в качестве основополагающих и прилагаю ...

    Реабилитация, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс
    Институт возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, был заимствован гражданским законодательством Республики Казахстан из норм ранее действовав ...

    Правонарушения и юридическая ответственность
    Хатина Наталия Владимировна, группа ЮРСП-2010. Курсовая работа. Правонарушение и юридическая ответственность. В данной работе понятие правонарушения рассматривается как волевое противопр ...