Особенности содержания права на достойную жизнь
Материалы / Проблемы и перспективы развития права на достойную жизнь / Особенности содержания права на достойную жизнь
Страница 4

«Без какой бы то ни было дискриминации». Пункт 2 статьи 2 обязывает государства-участники обеспечивать судебный надзор и предоставление других средств правовой защиты в случаях дискриминации. Представляется важным отметить, что приводимый в этом пункте перечень признаков дискриминации не является исчерпывающим, в связи с чем необходимо пресекать некоторые другие виды неправомерной дискриминации, оказывающей негативное воздействие на осуществление провозглашенных в Пакте прав (например, по признаку сексуальной ориентации).

Согласно Лимбургским принципам дискриминацией не считаются специальные меры, принимаемые с единственной целью гарантировать надлежащее развитие определенных групп или отдельных лиц, нуждающихся в защите, с тем чтобы обеспечить им возможность равного пользования экономическими, социальными и культурными правами при том условии, что такие меры не влекут за собой создание изолированных систем прав для различных групп общества и что их применение будет прекращено по достижении установленной цели. Данное правило применяется, например, в процессе реализации программ по борьбе с последствиями дискриминации.

Настоящее положение не только обязывает правительства воздерживаться от дискриминационных форм поведения и вносить изменения в законы и процедуры, допускающие дискриминацию, но и налагает на государства-участники обязательство запрещать частным лицам и учреждениям (третьим сторонам) практиковать дискриминацию в любой сфере общественной жизни.

Построение системы социальных прав человека и гражданина Российской Федерации должно опираться на анализ норм действующего до сих пор советского законодательства, нормативно-правовых актов РФ и норм, вытекающих из ратифицированных РФ международных договоров в соответствии с п. 4 ст. 15 и п. 1 ст. 17 Конституции РФ. Нормативно-правовые акты, принятые после 1993 г., все в большей степени ориентируются на те модели социальных прав, которые представлены в законодательстве зарубежных стран и в международном праве.

Учет позитивного советского опыта классификации и немногочисленных современных вариантов обобщения позволяет выводить систему социальных прав из синтеза международных норм, норм российской Конституции и соответствующих отраслевых законов в области социальных прав и на этой основе выделить в ней следующие группы прав:

1) социальные права в области трудовых отношений, связанные с удовлетворением потребности человека в средствах существования и охране труда;

2) права, гарантирующие каждому достойный уровень жизни и развитие;

3) права на социальное обеспечение, связанные с особой защитой отдельных слоев населения.

Социальные права, связанные с удовлетворением потребности человека в труде как источнике средств, необходимых для существования его и его семьи, в большинстве конституций современности и международных документах определены через право на труд.

Согласно тем целям и средствам, которые характерны для социального права на труд, целесообразно видеть в нем несколько составляющих: а) права, связанные с защитой от безработицы; б) права, гарантирующие соответствие доходов необходимым расходам; в) права в области охраны труда.

Что касается социальных прав, гарантирующих каждому достойный уровень жизни и развитие, то следует признать, что это важнейший элемент правового статуса личности.

В современный период ст. 11 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах связывает право на достойный жизненный уровень с реальным уровнем материального благосостояния, с обеспеченностью людей товарами и услугами (определяет качество жизни), с определенной продолжительностью жизни как обобщающим выражением социального благополучия.

Та важность, которой обладают правомочия граждан в сфере услуг, побуждает к позитивному восприятию попыток создания концепции права на обслуживание, а также права на социальное обслуживание, отличное от права на социальное обеспечение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Гражданско-правовой статус акционерного общества
    Эту курсовую работу мне хотелось бы посвятить изучению акционерных обществ как разновидности коммерческих организаций. Мой интерес к этой теме обусловлен той огромной ролью, которую игр ...

    Правой режим имущества юридических лиц
    За последние два десятилетия в России появилось огромное количество юридических лиц, что напрямую связано с развитием предпринимательства в нашей стране. Появилось много новых предприятий р ...

    Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
    Тема государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, безусловно, очень актуальна в настоящее время. Наша страна встала на путь рыночной экономики, поэтому очеви ...