Особенности содержания права на достойную жизнь
Материалы / Проблемы и перспективы развития права на достойную жизнь / Особенности содержания права на достойную жизнь
Страница 4

«Без какой бы то ни было дискриминации». Пункт 2 статьи 2 обязывает государства-участники обеспечивать судебный надзор и предоставление других средств правовой защиты в случаях дискриминации. Представляется важным отметить, что приводимый в этом пункте перечень признаков дискриминации не является исчерпывающим, в связи с чем необходимо пресекать некоторые другие виды неправомерной дискриминации, оказывающей негативное воздействие на осуществление провозглашенных в Пакте прав (например, по признаку сексуальной ориентации).

Согласно Лимбургским принципам дискриминацией не считаются специальные меры, принимаемые с единственной целью гарантировать надлежащее развитие определенных групп или отдельных лиц, нуждающихся в защите, с тем чтобы обеспечить им возможность равного пользования экономическими, социальными и культурными правами при том условии, что такие меры не влекут за собой создание изолированных систем прав для различных групп общества и что их применение будет прекращено по достижении установленной цели. Данное правило применяется, например, в процессе реализации программ по борьбе с последствиями дискриминации.

Настоящее положение не только обязывает правительства воздерживаться от дискриминационных форм поведения и вносить изменения в законы и процедуры, допускающие дискриминацию, но и налагает на государства-участники обязательство запрещать частным лицам и учреждениям (третьим сторонам) практиковать дискриминацию в любой сфере общественной жизни.

Построение системы социальных прав человека и гражданина Российской Федерации должно опираться на анализ норм действующего до сих пор советского законодательства, нормативно-правовых актов РФ и норм, вытекающих из ратифицированных РФ международных договоров в соответствии с п. 4 ст. 15 и п. 1 ст. 17 Конституции РФ. Нормативно-правовые акты, принятые после 1993 г., все в большей степени ориентируются на те модели социальных прав, которые представлены в законодательстве зарубежных стран и в международном праве.

Учет позитивного советского опыта классификации и немногочисленных современных вариантов обобщения позволяет выводить систему социальных прав из синтеза международных норм, норм российской Конституции и соответствующих отраслевых законов в области социальных прав и на этой основе выделить в ней следующие группы прав:

1) социальные права в области трудовых отношений, связанные с удовлетворением потребности человека в средствах существования и охране труда;

2) права, гарантирующие каждому достойный уровень жизни и развитие;

3) права на социальное обеспечение, связанные с особой защитой отдельных слоев населения.

Социальные права, связанные с удовлетворением потребности человека в труде как источнике средств, необходимых для существования его и его семьи, в большинстве конституций современности и международных документах определены через право на труд.

Согласно тем целям и средствам, которые характерны для социального права на труд, целесообразно видеть в нем несколько составляющих: а) права, связанные с защитой от безработицы; б) права, гарантирующие соответствие доходов необходимым расходам; в) права в области охраны труда.

Что касается социальных прав, гарантирующих каждому достойный уровень жизни и развитие, то следует признать, что это важнейший элемент правового статуса личности.

В современный период ст. 11 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах связывает право на достойный жизненный уровень с реальным уровнем материального благосостояния, с обеспеченностью людей товарами и услугами (определяет качество жизни), с определенной продолжительностью жизни как обобщающим выражением социального благополучия.

Та важность, которой обладают правомочия граждан в сфере услуг, побуждает к позитивному восприятию попыток создания концепции права на обслуживание, а также права на социальное обслуживание, отличное от права на социальное обеспечение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Общественные объединения в РФ
    Принятие Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие ...

    Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде
    «Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается. Государство создает условия для ...

    Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление
    Преступления совершают не юридические лица, не какие либо организации или учреждения, а конкретные люди. Каждый из случаев совершения преступления имеет свои характерные индивидуальные черты ...