Особенности содержания права на достойную жизнь
Материалы / Проблемы и перспективы развития права на достойную жизнь / Особенности содержания права на достойную жизнь
Страница 3

«Обязуется . принять . меры . всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер". Это положение, закрепленное в пункте 1 статьи 2, обязывает все государства-участники незамедлительно приступить к осуществлению мер, обеспечивающих полное осуществление каждым человеком всех закрепленных в Пакте прав.

Во многих случаях для реального осуществления экономических, социальных и культурных прав требуется принятие соответствующего законодательства, однако принятие одних лишь законов нельзя расценить в качестве достаточных мер на национальном уровне. Для того чтобы гарантировать эти права каждому человеку, правительства должны принять меры в административной, судебной, политической, экономической, социальной и образовательной областях и предпринять соответствующие шаги по множеству других направлений.

Согласно пункту 1 статьи 2 государства-участники связаны юридическим обязательством осуществлять в некоторых случаях законодательные инициативы, особенно тогда, когда действующие законы явно не соответствуют вытекающим из Пакта обязательствам.

Так, например, такая ситуация возникает в тех случаях, когда тот или иной закон соответствующей страны носит явно дискриминационный характер или однозначно влечет за собой ущемление какого-либо из закрепленных в Пакте прав или когда законодательство допускает возможность нарушения прав, в частности, в рамках обязательств государств не предпринимать каких-либо действий. Законы, разрешающие правительствам выдворять людей из их жилищ, выселять их без должного соблюдения процессуальных норм, подлежат пересмотру с целью приведения национальной правовой базы в соответствие с Пактом.

"Чтобы обеспечить постепенно полное осуществление ." Упоминаемый в Пакте принцип «постепенного характера обязательств» зачастую неправомерно трактуется в том смысле, что закрепленные в Пакте права подлежат осуществлению лишь по достижении государством определенного уровня экономического развития. На самом деле смысл данного положения заключается вовсе не в этом, а в том, что, согласно вышеупомянутому обязательству, все государства-участники независимо от степени их национального богатства обязаны предпринимать безотлагательные меры, направленные на скорейшее продвижение по пути, целью которого является осуществление экономических, социальных и культурных прав. Таким образом, данное положение ни в коем случае не следует толковать как позволяющее государствам откладывать на неопределенное время принятие мер, обеспечивающих осуществление закрепленных в Пакте прав.

Хотя некоторые права в силу самой их природы, возможно, и следовало бы осуществлять исходя скорее из принципа «постепенного характера обязательств», многие излагаемые в Пакте обязательства однозначно требуют их немедленной реализации. В первую очередь это касается принципов недискриминации и обязательства государств-участников воздерживаться от каких-либо действий, нарушающих экономические, социальные и культурные права или аннулирующих средства правовой или иной защиты в связи с этими правами.

Считая, что между таким обязательством и ростом имеющихся в наличии ресурсов нет никакой зависимости, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам признает необходимым максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы для целей осуществления закрепленных в Пакте прав «в максимальных пределах имеющихся ресурсов».

Наряду с принципами «постепенного осуществления» приведенная выше формулировка также используется в качестве предлога для непринятия мер по осуществлению прав. Вместе с тем в Лимбургских принципах осуществления Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах отмечается, что данное требование обязывает государства-участники обеспечивать минимум прожиточных прав независимо от уровня экономического развития соответствующей страны.

Выражение «имеющиеся ресурсы» охватывает как внутренние ресурсы, так и любые средства международной экономической или технической помощи или содействия, находящиеся в распоряжении государства-участника. При использовании имеющихся ресурсов следует уделять надлежащее внимание осуществлению признанных в Пакте прав с учетом необходимости удовлетворения прожиточных потребностей каждого человека и предоставления ему основного набора услуг.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Парафирование и подписание международных договоров
    Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного управления. Порядок представительства государства при заключении договоров, ...

    Законодательный процесс и законотворчество
    Законодательный процесс как конституционно-правовой институт Российского демократического федеративного правового государства обеспечивает главное, наиболее характерное направление деятельн ...

    Конституционные правоотношения Российской Федерации и ее субъектов
    В федеративном государстве ее субъекты рассматриваются как государственные (государственноподобные) образования, поэтому возникает проблема распределения предметов ведения между федерацией ...