Особенности содержания права на достойную жизнь
Материалы / Проблемы и перспективы развития права на достойную жизнь / Особенности содержания права на достойную жизнь
Страница 5

У истоков права на обслуживание в советском правоведении стоял А.Ю. Кабалкин, в трудах которого право на обслуживание состояло из двух взаимосвязанных подсистем:

1) право на социальное обслуживание, выражающееся в реализации права на охрану здоровья, права на образование, права на пользование достижениями культуры и права на разнообразные услуги для социально незащищенных граждан;

2) право на социально необходимые услуги: юридические, страховые, в сфере торговли (в том числе кредиты, льготы, преимущественные права для отдельных категорий лиц, общественное питание, служба быта, жилье, транспорт и связь).

На конституционном уровне в РФ не закреплено социальное право на обслуживание, хотя эта идея давно уже воспринята и зарубежным законодательством, и отечественной наукой во многих исследованиях.

В российском же законодательстве значение права на обслуживание и права на социальное обслуживание также пока не получило должного отражения. С советских времен осталось множество нормативных актов, регламентирующих деятельность в сфере быта, обслуживания, но характер этих актов указывает лишь на административно-правовые отношения в данных сферах.

Из обязанности государства обеспечить прожиточный минимум вытекают многие права, отдельно не предусмотренные российским законодательством, но признанные мировым сообществом: право каждого на достаточное (или, в соответствии со ст. 10 Декларации социального прогресса и развития, – «надлежащее») питание; жилище (ст. 11 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах); право быть свободным от нищеты и соцальной изоляции (п. 25 Венской декларации и программы действий).

Таким образом, из института прожиточного минимума вытекает обязанность государства обеспечить каждому гражданину минимальный стандарт достойной жизни, определяемый как обеспеченность материальными благами и услугами на уровне возможностей современного развитого общества.

В Конституции РФ 1993 г. право на доступность важнейших благ и услуг не закреплено, а присутствие его отдельных элементов в статьях Конституции незначительно. Так, в ст. 43 гарантируется общедоступность лишь довузовского образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях. Доступность жилища гарантируется в ч. 3 ст. 40 лишь малоимущим и другим указанным в законе нуждающимся гражданам.

Нормальная жизнедеятельность человека не может протекать без возможности жить в благоустроенном жилище. В советской науке право на жилище нередко отождествлялось с правом на жилую площадь, предоставляемую государственными органами достаточно произвольно, в зависимости от разновидностей жилого фонда в данной местности или у данного предприятия.

Современное российское законодательство устранило тот недостаток советского права, который отрицал естественную природу этого права, провозгласив его как неотчуждаемое право каждого (ч. 2 ст. 17, ч. l ст. 40 Конституции РФ).

В законодательстве Российской Федерации заменой права на социальное жилье выступает институт социального найма жилья.

Право на жилье в новом российском законодательстве регламентируется преимущественно гражданско-правовыми методами (в частности, ст. 2 Основ Федеральной жилищной политики и Жилищным кодексом Российской Федерации).

Отдельного внимания заслуживает право на образование. С точки зрения гарантированности образовательных услуг право на образование относится к разряду тех прав, которые достаточно сложно однозначно отнести либо к культурным, либо к социальным. Так, ст. 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г. рассматривает это право в одном ряду с правами личными (гражданскими) и политическими. В Европейской социальной хартии это право отсутствует, а ст. 13 (особенно ее п. 2) характеризует социальную составляющую этого права. В то же время п. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека определяет право на образование как социальное, а п. 2 этой статьи – как культурное.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Понятие системы права и системы законодательства
    Системность права предполагает его следующие характеристики: а) единство, целостность; б) внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие элементов; в) наличие структуры – целесообразного ...

    Производство в арбитражном апелляционном суде
    В Российской Федерации правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами, образованными в соответствии с Конституцией Российской Фе ...

    Правой режим имущества юридических лиц
    За последние два десятилетия в России появилось огромное количество юридических лиц, что напрямую связано с развитием предпринимательства в нашей стране. Появилось много новых предприятий р ...