Особенности содержания права на достойную жизнь
Материалы / Проблемы и перспективы развития права на достойную жизнь / Особенности содержания права на достойную жизнь
Страница 6

Социальное право на образование не только является необходимой предпосылкой для полной реализации права на труд, но и предполагает целый комплекс обязанностей государства, направленных на то, чтобы это право было реализовано каждым.

Право граждан РФ на охрану здоровья, как и право на образование, является показателем того, что в современном обществе государственная поддержка необходима не только маргинальным слоям населения (слои населения, доходы которых ниже уровня, делающего возможным приобретение того или иного блага по рыночным ценам), но и большинству россиян. Наряду с этим представляется целесообразным считать, что современные экологические проблемы и прогнозируемые тенденции их динамики требуют не только признания и закрепления особой группы прав человека – экологических прав, но и расширения перечня социальных прав в сфере охраны здоровья за счет включения прав, связанных с возмещением государством ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). В число мер по возмещению ущерба здоровью граждан должны быть отнесены медицинское обслуживание, осуществляемое государством бесплатно и на высоком уровне, а также меры дополнительной социальной защиты.

Центральным звеном прав, направленных на особую социальную защиту отдельных групп населения, можно считать право на социальное обеспечение. Естественный характер провозглашенного в ст. 22 Всеобщей декларации права каждого человека на социальное обеспечение тесно связан с теорией солидарности, с точки зрения которой общество является « .продуктом солидарной ответственности всех, поэтому “услуга” каждого должна быть оплачена всем обществом, поэтому каждый имеет право требовать от общества поддержки в кризисную минуту».

Содержание социального обеспечения получило обогащение и развитие в разработанных формах его реализации, таких как:

социальное вспомоществование из средств государственного бюджета на основе индивидуальной нуждаемости;

универсальные выплаты за счет общих и особых налоговых поступлений с учетом возраста, семейного положения, сроков нахождения получателя в стране и других конкретных условий;

производственное обеспечение за счет выплат пенсий и пособий наемным рабочим, осуществляемых предпринимателями или по их поручению частными страховыми компаниями;

добровольное страхование по личному усмотрению каждого;

социальное страхование работающих, законом определенное как обязательное и финансируемое взносами застрахованных, предпринимателей и иногда частично государством. Последнее приобретает особое звучание как обеспеченная государством гарантия защиты от опасности лишения здоровья и средств существования в случае утраты рабочего места и заработка.

Социальные права требуют рассмотрения их как потребностей широких масс населения, обусловленных реалиями экономической и социальной жизни. Трудности в закреплении этих прав и, что особенно очевидно, в их реализации в России, объясняются во многом тем, что социальные проблемы усугублены проблемами с законностью, несовершенством государственного механизма и его неспособностью эффективно выполнять свои функции. Европейские страны избежали многих из этих проблем. В них построению социального государства предшествовало становление правового государства и развитие стойких демократических традиций, а социальные права опирались на успешную практику реализации таких прав, как право на частную собственность, на уважение человеческой жизни и присущего любой личности достоинства.

Для России необходимость построения социального правового государства сочетается с потребностью сохранить статус социальных прав, который был им дан советским законодательством.

Решение такой сложной, но неизбежной задачи, как представляется, связано не только с расширением рамок и повышением качества социального (нормативного) регулирования, но и налаживанием механизма реализации социальных прав, которая должна сопровождаться выбором оптимальной модели конституционно-правового режима социального государства, исходя из установленных приоритетов социальной политики и задач социально-экономического развития страны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Государство, право и личность
    В данной работе рассмотрены понятия, знакомые каждому человеку не понаслышке. Каждый из нас в той или иной мере оказывался в ситуации, когда ущемлялись его права. Естественно, что не всегда ...

    Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде
    «Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается. Государство создает условия для ...

    Понятие, предмет, метод, задачи и система уголовного права. Его соотношение с другими отраслями
    УП-совокупность юр норм, установленных высшими органами гос. власти, определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголов ответственности, виды наказаний и иных принудительных ...