Особенности содержания права на достойную жизнь
Материалы / Проблемы и перспективы развития права на достойную жизнь / Особенности содержания права на достойную жизнь
Страница 6

Социальное право на образование не только является необходимой предпосылкой для полной реализации права на труд, но и предполагает целый комплекс обязанностей государства, направленных на то, чтобы это право было реализовано каждым.

Право граждан РФ на охрану здоровья, как и право на образование, является показателем того, что в современном обществе государственная поддержка необходима не только маргинальным слоям населения (слои населения, доходы которых ниже уровня, делающего возможным приобретение того или иного блага по рыночным ценам), но и большинству россиян. Наряду с этим представляется целесообразным считать, что современные экологические проблемы и прогнозируемые тенденции их динамики требуют не только признания и закрепления особой группы прав человека – экологических прав, но и расширения перечня социальных прав в сфере охраны здоровья за счет включения прав, связанных с возмещением государством ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). В число мер по возмещению ущерба здоровью граждан должны быть отнесены медицинское обслуживание, осуществляемое государством бесплатно и на высоком уровне, а также меры дополнительной социальной защиты.

Центральным звеном прав, направленных на особую социальную защиту отдельных групп населения, можно считать право на социальное обеспечение. Естественный характер провозглашенного в ст. 22 Всеобщей декларации права каждого человека на социальное обеспечение тесно связан с теорией солидарности, с точки зрения которой общество является « .продуктом солидарной ответственности всех, поэтому “услуга” каждого должна быть оплачена всем обществом, поэтому каждый имеет право требовать от общества поддержки в кризисную минуту».

Содержание социального обеспечения получило обогащение и развитие в разработанных формах его реализации, таких как:

социальное вспомоществование из средств государственного бюджета на основе индивидуальной нуждаемости;

универсальные выплаты за счет общих и особых налоговых поступлений с учетом возраста, семейного положения, сроков нахождения получателя в стране и других конкретных условий;

производственное обеспечение за счет выплат пенсий и пособий наемным рабочим, осуществляемых предпринимателями или по их поручению частными страховыми компаниями;

добровольное страхование по личному усмотрению каждого;

социальное страхование работающих, законом определенное как обязательное и финансируемое взносами застрахованных, предпринимателей и иногда частично государством. Последнее приобретает особое звучание как обеспеченная государством гарантия защиты от опасности лишения здоровья и средств существования в случае утраты рабочего места и заработка.

Социальные права требуют рассмотрения их как потребностей широких масс населения, обусловленных реалиями экономической и социальной жизни. Трудности в закреплении этих прав и, что особенно очевидно, в их реализации в России, объясняются во многом тем, что социальные проблемы усугублены проблемами с законностью, несовершенством государственного механизма и его неспособностью эффективно выполнять свои функции. Европейские страны избежали многих из этих проблем. В них построению социального государства предшествовало становление правового государства и развитие стойких демократических традиций, а социальные права опирались на успешную практику реализации таких прав, как право на частную собственность, на уважение человеческой жизни и присущего любой личности достоинства.

Для России необходимость построения социального правового государства сочетается с потребностью сохранить статус социальных прав, который был им дан советским законодательством.

Решение такой сложной, но неизбежной задачи, как представляется, связано не только с расширением рамок и повышением качества социального (нормативного) регулирования, но и налаживанием механизма реализации социальных прав, которая должна сопровождаться выбором оптимальной модели конституционно-правового режима социального государства, исходя из установленных приоритетов социальной политики и задач социально-экономического развития страны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Виды правовых норм
    Право представляет собой сложную и многообразную систему (упорядоченную совокупность) норм права. Право, прежде всего, состоит из норм права — общих юридических правил поведения, распростран ...

    Трудовые пенсии
    В декабре 2001 года были приняты важней­шие законодательные акты, способствующие обеспе­чению устойчивости, всемер­ному укреплению и дальней­шему развитию трудовых от­ношений. С 1 января ...

    Опека и попечительство как формы правовой защиты граждан
    В настоящее время в Республике Беларусь актуальной является проблема опеки и попечительства. На любом историческом этапе перед обществом стоят задачи обустройства детей, их жизнеобеспечения ...