Современные черты и тенденции правовой политики в России
Страница 7

Разрушительное воздействие на идеи законности, правопорядка и правовой политики оказывает низкое качество юридических услуг, предоставляемых населению, а также работы судебной и правоохранительной систем государства, связанное с недостаточной степенью компетентности, опыта, правовой культуры юридических кадров, их неудовлетворительным материальным обеспечением.

Процесс совершенствования судебной системы идет уже достаточно давно. Еще в 1991 г. Верховный Совет РСФСР одобрил внесенную Б. Ельциным Концепцию судебной реформы, считая ее необходимым условием функционирования России как демократического правового государства. За годы ее проведения на этом пути сделано немало. Однако судебная реформа отнюдь не завершена. Она идет медленно и характеризуется противоречивыми тенденциями. Наряду с позитивными изменениями в последнее время вносятся законодательные инициативы, а также приняты нормативно-правовые акты, значительно снижающие гарантии осуществления независимого правосудия. Кроме того, указанная Концепция сформулирована до принятия действующей Конституции РФ 1993 г., в связи с чем не учитывает многих современных правовых реалий и требует глубокого переосмысления и корректировки.

Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов. В связи с чем, дополнительно была принята Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы, призванная решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Указанные задачи требуют комплексного подхода к их решению и существенных материальных затрат. Вложение необходимых для реализации Программы средств в приоритетные проекты, направленные на совершенствование судебной системы, способно оказать позитивное влияние на развитие экономических отношений в России в целом.

Однако рассматриваемая программа односторонне подходит к решению проблемы модернизации судебной власти посредством улучшения материально-организационных условий отправления правосудия, не упоминая при этом коренных вопросов реформирования судебной системы, связанных с обеспечением ее независимости от исполнительной ветви власти, наделением правотворческими функциями. В идеале же концепция реформирования судебной власти должна быть вписана в общую концепцию правовой политики, как ее производная составляющая, и выражена не в виде подзаконного акта органа исполнительной власти, а принятая парламентом в виде соответствующего акта.

Существенным дефектом правовой политики страны является широко распространившийся произвол правоохранительных органов при расследовании преступлений и охране общественного порядка. Коррумпированность правоохранительных структур в России по оценкам ряда экспертов составляет 80-90 %, то есть приобрела характер системности, фактически стала нормой поведения должностных лиц. Только за период 2007-2009 гг. было возбуждено более трех тысяч уголовных дел в отношении следователей, прокуроров, судей.

Практически каждая вторая жалоба, поступившая в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2007, 2008 и 2009 годах, посвящена проблемам нарушения прав человека, совершаемых должностными лицами в процессе охраны общественного порядка, предварительного следствия, дознания и судопроизводства, вынесения приговоров и исполнения наказания в виде лишения свободы. Внутри самой этой категории обращений наблюдается устойчивая тенденция к росту доли жалоб на нарушения прав человека в процессе уголовного судопроизводства, дознания и предварительного следствия, а также на условия содержания в изоляторах временного содержания и в следственных изоляторах.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

    Смотрите также

    Автономии стран СНГ. Судебные органы зарубежных стран
    Крым имеет статус Автономной республики, закрепленный в Конституции Украины (раздел 10). В этом регионе действует собственная конституция, представительный орган – Верховная Рада Автономной ...

    Юридический факт
    Учение о правоотношении, возникающем на основе юридических норм правовой связи, участники которой наделены взаимными правами и обязанностями, является одним из основных в теории государства ...

    Конституция Российской Федерации о судебной власти
    Важнейшим критерием перемен, происходящих в России, было и остается состояние судебной власти. Не случайно одним из первых шагов в обновлении основ российской государственности стала судебн ...