Современные черты и тенденции правовой политики в России
Страница 4

Первопричиной сбоев в организации и функционировании исполнительной власти следует считать неадаптированную к национальным условиям конституционную доктрину, выраженную в абстрактных идеях либеральной государственности.

Как следствие имеется парадоксальная ситуация консервации реформы власти и правовой системы. Публичные институты не могут установить осевую линию своей идентичности в имеющейся системе координат конституционного поля. Поэтому сегодняшнюю модель исполнительной власти следует считать переходной, транзитной, формирующейся.

Даже самые позитивные правовые начала в виде конституционных основ жизни российского общества не могут быть реализованы в условиях правового вакуума, сложившегося вокруг одной из самых влиятельных по своему характеру ветви власти – власти исполнительной. Тезис о модернизации власти обращён, прежде всего, к отсталой правовой основе её деятельности, которая не может удовлетворять конституционным приоритетам развития.

На официальном уровне неоднократно признавалось, что не создана регулярная основа для концептуальной проработки и правового оформления стратегических аспектов государственной политики. Методом проб и зачастую недопустимо дорогостоящих ошибок ведутся поиски решений таких важнейших проблем, как разграничение полномочий между уровнями публичной власти, организация межбюджетных отношений и построение системы исполнительной власти.

Модернизация административной системы как неотъемлемый элемент должна предусматривать модернизацию права, прежде всего, коренную переработку административно-правовой доктрины. Провозглашение конституционных приоритетов и целей развития практически не сопровождается закреплением механизмов их достижения. В отношении же каждой самостоятельной ветви власти нередко даже не конкретизированы общие положения Конституции РФ. Участие исполнительной власти в реализации положений Конституции РФ, конституционные подходы к построению административной вертикали публичной власти не могут быть произвольными и умозрительными. Ситуация такова, что слишком много вопросов здесь пока находятся в зоне свободного толкования. И главный из них – интерпретация конституционных целей и принципов применительно к самостоятельным задачам исполнительной власти. Поскольку интерпретация конституционных положений по ряду вопросов организации и функционирования она отсутствует, наблюдается «разрыв» между самыми общими нормативными установлениями Конституции РФ, текущим законодательством и правоприменительной практикой. Не только нет чёткой доктрины принципов, определяющих сущность исполнительной власти, но и также принципов, определяющих характер её взаимоотношений с другими субъектами административного права. Неясен механизм детализации (соотношения) конституционных принципов на отраслевом уровне. Это яркое свидетельство недостаточности плановых, научно-идеологических начал правотворческой политики. Как следствие – отсутствие системности и эффективности в отраслевом регулировании института исполнительной власти.

Исполнительная власть призвана не только исполнить законодательство. Будучи властью, составляющей сущность определённой формы (вида) государственной деятельности она должна эффективно действовать. Другими словами, результативно выполнять возложенные на неё функции. При всей очевидности этой общей миссии исполнительной власти, по мнению некоторых специалистов, российский законодатель не устанавливает целей для реализации конституционно-правовых полномочий. В этой связи следует подчеркнуть значимость поднятого в научных трудах вопроса о «целеориентирующем установлении компетенции», без чего управление не может считаться таковым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

    Смотрите также

    Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и в зарубежных странах
    Формирование единого рыночного и экономического пространств требует свободного перемещения всех факторов производства. Глобальная взаимосвязь международных экономических отношений в совреме ...

    Стадии гражданского процесса
    Предметом исследования являются правила осуществления стадий гражданского процесса. Цель работы состоит в выявлении стадий гражданского процесса. Основные задачи – определение понятия гражд ...

    Организационно-правовые основы деятельности органов власти с обращениями граждан
    Во все времена органы государственной власти и управления особое внимание уделяли организации взаимоотношений с населением. Еще в древности государственная власть и ее исполнительно-распоряд ...