Современные черты и тенденции правовой политики в РоссииМатериалы / Основы теории правовой политики государства как самостоятельного политико-правового феномена / Современные черты и тенденции правовой политики в РоссииСтраница 3
Недостаточно эффективно организована работа по экспертизе проектов нормативно-правовых актов. Существующие технологии законопроектной, законодательной и нормотворческой деятельности, создают возможности принятия законов конъюнктурно-корпоративных, недостаточно проработанных, увеличивающих правовую коллизионность в процессе их исполнения.
Необходимая комплексная оценка последствий их принятия зачастую заменяется совокупностью отдельных ведомственных заключений. Существенное значение имеют элементы субъективизма в государственном управлении и правоприменении.В кризисном состоянии находится современная региональная правовая политика, характеризующаяся отсутствием концептуального подхода, неясностью стратегической составляющей, размытостью приоритетов развития правовых систем регионов.
Российское общество все еще развивается в условиях дефицита правовой базы, в результате чего ряд провозглашенных приоритетов и целей правовой политики остаются необеспеченными достаточными юридическими ресурсами. Законодательство во многом не успевает своевременно и адекватно урегулировать уже фактически сложившиеся общественные отношения и стимулировать развитие новых.
В частности, до сих пор страдает незавершенностью система правовых актов об органах исполнительной власти, судебной системе, государственной службе, государственных предприятиях, интеллектуальной собственности, малом и среднем бизнесе, информации, нормативных правовых актах, экологической безопасности, минимальных государственных социальных стандартах, целевых и функционально-юридических режимах (пограничном, военном, таможенном, режиме использования энергоресурсов и др.). Нуждается в дальнейшем совершенствовании земельное, градостроительное и экологическое законодательство.
Не сформирована нормативно-правовая база, способная обеспечить переход российской экономики на инновационный путь развития, решение задач кратного роста производительности труда, удельного веса малого и среднего бизнеса, создания равных для всех условий в сфере предпринимательства. Сформировавшиеся на законодательном уровне разрешительные порядки открытия и ведения бизнеса фактически превратились на практике в правовые барьеры для его развития, создающие благоприятную среду для коррупции и иных злоупотреблений со стороны многочисленных служб, контролирующих работу предпринимателя.
Не получили своевременного и достаточного законодательного разрешения такие социальные проблемы, как бедность, беспризорность, торговля людьми, насилие в отношении детей, алкоголизм, табакокурение, наркомания, незаконная миграция, оборот наркотиков и оружия, организованная преступность, коррупция, рейдерство и др. Точечного регулирования требует практика разрешения национальных конфликтов и борьба с терроризмом и экстремизмом.
Пробелы нормативного регулирования дают о себе знать уже при анализе Конституции и базовых законодательных актов государства. В частности, Уголовный кодекс Российской Федерации в современных условиях не всегда способен обеспечить надлежащим образом уголовно-правовую защиту прав, свобод и законных интересов человека и граждана, поскольку вне его правового регулирования остался целый ряд противоправных деяний, которые в соответствии с положениями международного права и национального законодательства должны быть включены в уголовное законодательство (незаконная трансплантация и нелегальная торговля человеческими органами, клонирование человека и др.).
Существенным пробелом в правовом регулировании остается область административного усмотрения, их фактическая непрозрачность, «закрытость» управленческого аппарата для общественного контроля, что существенно затрудняет понимание рамок компетенции и обязанностей конкретных чиновников, возможность обжаловать их незаконные действия или бездействие, стимулирует расширение использование административного ресурса и иных неправовых форм практики.
Смотрите также
Анализ имущественных и земельных отношений и разработка предложений по совершенствованию управления ими
За годы реформ в России произошли
глубокие структурные изменения в экономике, охватывающие все составляющие ее
аспекты, в том числе основу - собственность. Собственность - основа любой
соци ...
Уголовное преследование
Почти в течение полувека в науке
советского уголовно-процессуального права уголовное преследование существовало
только как теоретическая конструкция, ибо законодательных регламентаций на сей ...
Обязанности и права родителей по воспитанию детей, в том числе приемных
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч.2
ст.38 Конституции Российской Федерации). Сегодня права детей не редко
нарушаются родителями. Между тем, забота о дет ...