Историко-правовой анализ понятия «уголовное преследование» в российском уголовном судопроизводстве
Материалы / Уголовное преследование по делам публичного обвинения / Историко-правовой анализ понятия «уголовное преследование» в российском уголовном судопроизводстве
Страница 6

В марте 1918 г. был принят Декрет ВЦИК №2 «О суде», которым для проведения предварительного следствия по уголовным делам, превышающим подсудность местного народного суда, был введен принцип коллегиальности.

По уголовным делам обвинительный акт заменялся постановлением следственной комиссии о предании суду. Обвинение же по-прежнему осуществлялось на общественных началах, лицами из коллегий правозаступников.

В дальнейшем был принят ряд нормативных правовых актов, которые регулировали вопросы создания и порядка деятельности народных судов, революционных трибуналов, революционных военных трибуналов и иных подобных органов революционной юстиции. Однако существенных изменений в принципах их организации и функционирования, а также регламентации осуществления уголовного преследования, по сравнению с положениями указанных выше декретов, произведено не было. При Революционном трибунале ВЦИКа создавались коллегии обвинителей, члены которых осуществляли надзор за соблюдением законов при расследовании преступлений, поддерживали государственное обвинение по уголовным делам, приносили кассационные протесты на незаконные и необоснованные приговоры судов. Однако, как справедливо отмечает Е.А. Скрипилев, «они по-прежнему были общественными, а не государственными органами».

Утвержденное Постановлением III сессии ВЦИК IX созыва от 28 мая 1922 г. «Положение о прокурорском надзоре», восстановившее прокуратуру в составе Народного комиссариата юстиции РСФСР, возложило на органы прокуратуры обязанность по осуществлению функции надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти.

25 мая 1922 г. был принят первый УПК РСФСР, который в редакции от 15 февраля 1923 г. действовал до принятия УПК РСФСР в 1960 г. Современные исследователи отмечают, что «УПК РСФСР 1922 г. регламентировал уголовный процесс смешанного типа, заимствуя ряд положений из Устава уголовного судопроизводства 1864 г».

Ряд норм «Положения о судоустройстве РСФСР», принятого на IV сессии ВЦИК и утвержденного Постановлением от 2 ноября 1922 г., был посвящен регламентации деятельности народных следователей, действующих под наблюдением прокуроров и губернских судов. Народные следователи состояли при соответствующих следственных участках, при губернских судах, при Верховном Суде РСФСР и при отделе прокуратуры Народного комиссариата юстиции РСФСР «для производства срочных расследований по важнейшим делам».

Была реформирована и прокуратура. 17 декабря 1933 г. было принято Постановлением ЦИК и СНК СССР, утвердившее «Положение о прокуратуре СССР», Прокуратура СССР была создана как самостоятельный государственный орган. Прокуратура Верховного Суда СССР упразднялась. В Положении были определены функции прокуратуры, в числе которых были названы «возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения».

Существенные изменения в правовой регламентации института уголовного преследования произошли в 1955 г. Новым «Положением о прокурорском надзоре в СССР», утвержденном Указом Президиума ВС СССР от 24 мая 1955 г., было установлено, что Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры «осуществляют возложенные на них задачи путем привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, обязаны принимать меры к тому, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни один преступник не уклонился от ответственности, а также следить за неуклонным соблюдением органами дознания и предварительного следствия установленного законом порядка расследования преступлений». Таким образом, согласно данному Положению в числе функций прокуратуры уголовное преследование отсутствовало, хотя фактически данная функция осуществлялась прокуратурой в силу полномочий, возложенных на нее уголовно-процессуальным законодательством.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

    Смотрите также

    Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России
    Создание работоспособной и эффективной системы муниципального управления – необходимое условие обеспечения динамичного социально-экономического развития России. Считается, что именно муницип ...

    Государственная собственность
    В Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственно ...

    Стратегические установки административных реформ западных стран
    Стремление сделать работу государственного аппарата более эффективной неизменно приводит современные правительства на путь административных реформ. Административная реформа — это процесс ст ...