Структура государственного долга. Методы управления государственным долгом
Материалы / Государство и его экономическая роль / Структура государственного долга. Методы управления государственным долгом
Страница 8

Согласно Бюджетному кодексу РФ, государственные внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ. Государственные внешние заимствования влекут возникновение государственного внешнего долга — накопленной задолженности РФ в иностранной валюте.

В состав государственного внешнего долга РФ включают объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, а также объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Управление внешним государственным долгом России от имени РФ является прерогативой Правительства РФ, которое вправе осуществлять государственные внешние заимствования РФ и заключать договоры о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) от имени РФ.

Министерство финансов РФ выступает в качестве представителя Правительства РФ при согласовании основных принципов урегулирования взаимных финансовых требований между Российской Федерацией и иностранными государствами; разрабатывает и согласовывает с заинтересованными ведомствами межправительственные соглашения по урегулированию долговых обязательств бывшего СССР и РФ; подготавливает документацию, аргументирующую позицию Правительства РФ по всем ранее принятым Правительством бывшего СССР соглашениям со странами-кредиторами; взаимодействует с Внешэкономбанком по вопросам выверки остатков по счетам, на которых учитываются задолженности.

При реализации подписанных межправительственных соглашений Минфин России осуществляет прямые перечисления денежных средств в установленные межправительственными соглашениями сроки либо финансирует за счет средств федерального бюджета товарные поставки для погашения долговых обязательств, заключая соглашения по финансированию производства и поставок продукции с российскими производителями либо осуществляя взаимозачеты.

В настоящее время весь государственный внешний долг по причине своего образования подразделяется на две категории:

• займы РФ после 1991 г.;

• задолженность СССР, взятая на себя Правительством России.По официальным данным, признанный Россией советский долг

составил в 1991 г. 95,1 млрд. долл.

Вопросы принятия Россией на себя обязательств по внешнему долгу бывшего СССР в настоящее время вызывают серьезные дискуссии, прежде всего в части долга странам СЭВ. Так, в рамках СЭВ цены на готовые изделия были завышены, а на сырье по политическим соображениям — занижены. В 2000 г. доля задолженности бывшего СССР в общей внешней задолженности РФ составила более 60%, 118,7 (СССР) и 177,6 млрд. долл. (общая) соответственно.

На рубеже XXI в. Россия относилась к странам со средним уровнем внешнего долга, уступая место США, Германии и др. Анализируя причины значительной задолженности РФ, отметим потребности депрессивной экономики, нерациональное и бесконтрольное использование внешних заимствований и, как следствие, отсутствие источников ее погашения, просчеты экономической политики и т.д.

Значительные объемы государственной задолженности породили определенные трудности в обслуживании долга в соответствии с условиями, предусмотренными прежними договорами, возникла необходимость реструктуризации долговых обязательств по внешней задолженности. Реструктуризация государственного внешнего долга — это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный внешний долг, с параллельной заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долговых обязательств имеет форму соглашения между сторонами, которое может, например, содержать пролонгацию периода выплаты долга либо его частичное списание. Если сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга входит в общий объем реструктурируемых обязательств, то она не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

    Смотрите также

    Судебная власть в Российской Федерации
    Важнейшими инструментариями обеспечения конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования в России гражданского общества является судебная власть. Одна из ...

    Особенности государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности
    В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство является главной движущей силой экономического и социального развития. Набирающие силу рыночные механизмы ставят предпринимателя ...

    Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения в соответствии с ГК РФ
    Основой любого общества является трудовая деятельность людей. Труд является условием существования человека. Необходимость в правовом регулировании организации труда обусловлено потребностям ...